" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    222 просмотров

    Аэросани, как школа мотористов

    Развитие воздушного флота тесно связано не только с приобретением и производством большого числа летательных аппаратов, но также и с созданием кадра технического персонала, обслуживающего эти аппараты.

    Образование подходящего кадра летчиков и мотористов является в настоящее время насущнейшей задачей каждого государства. СССР, сравнительно бедный техническими силами, с малоразвитым спортом вообще, и в частности с воздушным, поставлен в особо тяжелые условия в этом отношении. Правда, за последнее время развитие физкультуры достигло довольно значительных размеров; рабочая и крестьянская молодежь вовлечена в это движение и охотно занимается всякого рода спортом вплоть до планеризма, находящегося, однако, пока в зачаточном состоянии.

    Это увлечение физкультурой и спортом государству необходимо использовать с целью подготовки контингента лиц, из которого легко было бы образовать и пополнять необходимый кадр летчиков и мотористов.

    Планеризм до известной степени ведет к этой цели, вырабатывая в индивидууме те качества, которые необходимы хорошему летчику: смелость, решительность и находчивость. Однако, планеризм оставляет в стороне другую сторону авиационного дела, а именно — уменье безукоризненно управлять авиамотором, знать его во всех мельчайших деталях, уметь исправлять дефекты и т. д.

    Как известно, значительная часть несчастных случаев при полетах является следствием неисправности мотора, что при достигнутом совершенстве в моторостроении нужно отнести к недостаточному знакомству технического персонала с двигателями и уходу за ними. Для улучшения этой стороны дела издаются инструкции по уходу за двигателями наиболее распространенных систем, но, конечно, подобные инструкции могут служить лишь необходимым пособием, глубокое же знание дела может быть приобретено лишь на практике.

    В настоящее время такой практической школой является работа при самолетах в авиашколах и частях или на специальных курсах для мотористов. Но такой выход из положения нельзя признать достаточно удовлетворительным: самолеты слишком дорого стоят, чтобы на них учиться моторному делу.

    Обучение уходу за моторами в лаборатории курсов хотя и нужно признать необходимым, однако, оно требует некоторого очень важного дополнения, т. к. работа мотора и уход за ним в лабораторных условиях слишком сильно отличаются от условий практики.

    Таким дополнением в значительной степени могут служить аэросани и аэромобили.

    Оставляя пока в стороне последние, как машины, мало разработанные и относительно дорогие, остановимся подробнее на роли аэросаней в деле подготовки кадра технических специалистов.

    Аэросани имеют нормальную винтомоторную группу, аналогичную с существующей на самолетах. Условия работы моторов на аэросанях сходны с условиями их работы на самолетах. Моторы малодоступны для ухода за ними во время движения, что характерно и для самолета. Правда, всякие частичные исправления и мелкий ремонт Philips могут быть легко произведены по остановке саней, в любой момент, но это обстоятельство только говорит в пользу аэросаней, как педагогического средства в деле обучения мотористов.

    Пуск мотора аэросаней вручную или автоматическим стартером и сопровождающиеся при этом команды совершенно аналогичны манипуляциям при самолетном моторе. Можно сказать, что как обслуживание двигателя во время движения саней, так и уход за ним на месте совершенно сходны с таковымп при самолете. Моторы для аэросаней могут применяться самых различных систем в пределах мощности от 40 — 150 лош.

    сил. Все это дает возможность самым подробным образом ознакомиться с авиамоторами и уходом за ними.

    Таким образом, лица, посвятившие себя авиационному делу, могут легко, очень основательно и в сравнительно безопасных условиях изучить столь ответственное дело, как управление авиационным мотором. Аэросани как на испытаниях на короткую дистанцию, так и на продолжительных пробегах показали большую скорость передвижения. При хороших условиях пути они развивают скорость в 80 — 90 — 112 клм.

    Эти скорости приближаются к скоростям, развиваемым самолетами.

    Управление аэросанями, в связи с большими скоростями, требует от управляющего аппаратом много находчивости и присутствия духа — качеств, столь необходимых и для летчика. Таким образом, аэросани и в этом отношении могут сослужить хорошую службу.

    Использование аэросаней для этих целей должно идти двумя параллельными путями: 1) путем оборудования аэродромов авиационных школ и курсов для мотористов аэросанями, которые в этом случае должны снабжаться моторами новейших и самых ходовых в авиационном деле систем1; 2) путем развития аэросанного спорта, который должен быть сосредоточен как в учреждениях физкультуры, так и в воинских частях.

    Как показал опыт империалистической и гражданской войн, аэросани с успехом применялись в некототорых случаях для поддержания связи в тылу (напр., англичане во время оккупации Архангельска); таким образом, развитие аэросанного спорта в воинских частях, служа средством образования кадра мотористов вообще, может иметь также и общевоенное значение.

    Для развития указанного вида спорта вполне достаточно применение аэросаней с моторами устаревших для дела авиации систем, не находящих себе больше применения или в силу малой мощности, или относительно большого веса и т. п., но в общем вполне исправных и годных для работы.

    Благодаря успехам, уже достигнутым в деле аэросанного строительства, и новым вводимым усовершенствованиям, следует ожидать развития применения аэросаней для целей местного транспорта и перевозки почты. Местный транспорт, поскольку на него можно рассчитывать в ближайшем будущем, явится отчасти практической школой моторизма, а отчасти потребителем рабочей силы мотористов, обучавшихся этому делу на военной службе.

    Такой способ резервирования технических сил крайне важен с точки зрения обороны государства, т. к. в случае войны, которая потребует большого количества всякого рода специалистов и в частности мотористов, всегда будет иметься естественный контингент, из которого и могут черпаться необходимые силы.

    В заключение следует указать, что аэросани легкого типа легко можно coopужать в небольших мастерских кустарного типа, при условии снабжения их, конечно, необходимыми материалами и частями.

    Под общим руководством Главного Управления Воздушного Флота и других заинтересованных ведомств широкая организация аэросанного строительства, получив твердую почву, могла бы сыграть немаловажную роль для страны. Можно только пожелать, чтобы переход от опытного строительства различных саней настоящего момента к массовому однотипному производству (2 или 3 типа) произошел возможно скорее.

    Аэро

    Примечания:
    1. Как в этом случае, так и во всей рекомендуемой автором системе практической подготовки мотористов он мало сообразуется с требованиями экономии. Рациональность широкого использования для аэросаней дорого стоящих авиамоторов, по нашему мнению, стоит под сомнением. На эти препятствия, повидимому, прежде всего и может натолкнуться предлагаемый автором метод, несмотря на большую его заманчивость по существу идеи. Как с выходом из положения, может быть, можно было бы скорее согласиться с использованием для этой цели моторов уже устаревших и отработавших свой срок на самолетах. Ред. []
    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *