" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    211 просмотров

    Ближе к массам

    Этот лозунг был обязателен для кино с первых же дней Октября. Но прошло целых семь лет, а он еще не воплощен в жизнь.

    Причин было не мало. Мы получили от буржуазного строя в наследство большое количество кинокартин, из которых подавляющая часть была ничем иным, как бульварным хламом. Нужно было начинать новое производство, но затянувшаяся гражданская война, потребовавшая напряжения всех сил и средств, отодвинула кино на задний план.

    Кино хирело, чахло… О какой-нибудь серьезной работе за это время говорить не приходится.

    Наступает период мирного строительства.

    НЭП вносит в кино некоторое оживление. Помимо «Государственного фото-кино предприятия», возникает ряд других государственных же киноорганизаций. Наряду с ними заработал и частный капитал, открывший несколько частных прокатных контор.

    За время НЭПа, в период 22 — 23 г.г., прокатный материал значительно пополняется ввозом кинолент из заграницы, но картины эти эксплоатируются самым хищническим способом, перебрасываясь из одного крупного кинематографического центра в другой, но раньше всего — туда, где можно дороже взять. Будучи куплены на весь необъятный СССР часто всего в 3 — 4 копиях, они, естественно, изнашивались на экранах лишь крупных городов, не проникая дальше, где кино или пережевывали дореволюционную затхлую русскую и заграничную продукцию, или просто закрывались…

    За отсутствием сырья и капиталов, не было в эти годы и серьезных попыток освободиться, наконец, от заграничной кабалы и начать собственное производство.

    Лишь 1924 год можно отметить как начало возрождения. В этом году на кинематографию, как на одно из важных орудий просвещения, обращает свое серьезное внимание РКП. К кинематографии предъявляются определенные требования — быть орудием пропаганды и культуры в стране.

    К этому времени уж отмирает частный прокат. Расширяются закупки прокатного и сырьевого материала заграницей. Встает на ноги долгожданное собственное производство, и советская кинолента начинает занимать подобающее ей место на экранах СССР.

    Но массовый зритель, житель глухих городов и деревень, все еще оторван от хорошей картины своего и заграничного производства. Она ему все еще недоступна, как по своей дороговизне, так и потому, что издается и ввозится в недостаточном количестве экземпляров, чтобы заглянуть в глухие уголки Советского Союза.

    1925 г. вплотную ставит пред нами вопрос о приближении кино к массам. Подготовительные этапы пройдены: накоплен опыт, учтены ошибки, наше производство встает, по-видимому, прочно на ноги, разрозненный прокат объединяется сейчас в одно целое — СОВКИНО. Остается лишь развернуть работу так, чтобы как можно лучше отвечать на имеющиеся запросы.

    Работа предстоит большая, требующая больших средств, знаний и терпения.

    Чтобы знать, какие средства должны быть брошены в кинематографию, необходимо сделать более или менее точный учет всей потребности страны в кино, а не, как до сего времени велось, только кинорынка, под которым обычно разумелись лишь «коммерческие» электротеатры и установки, работающие на коммерческом расчете.

    В настоящее время необходимо учесть не только существующие киноустановки, но и такие, которые в ближайшее время, при первых же благоприятных, для них условиях, в особенности в связи с расширением электрофикации, должны возникнуть.

    Учтя потребность в кинокартине, надо уметь и иметь возможность удовлетворить ее.

    Из каких же источников черпать те средства, которые необходимы, чтобы дать самому отдаленному уголку СССР возможность видеть хорошую и здоровую картину?

    Прежде всего необходимо помнить, что затрата на лиценз (стоимость права на заграничную картину и стоимость затраты на советскую) должна покрываться на коммерческих электро-театрах. С этих же театров должна получаться и та прибыль, которая будет использована, а это необходимо сделать возможно скорей) для дальнейшего развития советского производства и проката. Деревенские же и сельские установки, а также клубные установки и театры малонаселенных городов, должны обслуживаться лишними копиями, которые должны специально для этой цели в достаточном количестве покупаться заграницей, а также печататься у себя, — по советскому производству. Эти копии, на которые будут затрачены лишь средства на их печатание и материал, будут настолько дешевы, что, прикладывая к ним только накладные расходы по их эксплоатации, дадут возможность заглянуть им во все углы, где их давно и с нетерпением ждут.

    Идя дальше по пути углубления и приближения кино к массам, надо иметь в виду, что дешевая или даже совсем даром отпущенная картина не может часто оправдать расходов на ее пересылку. Если принять во внимание бедность населения нашей провинции, то не приходится удивляться, что 5 — 10 руб. на пересылку программы — для нее большие деньги.

    Необходимо поэтому пересмотреть районирование и всю деятельность наших прокатных контор. Необходимо оставить в крупных центрах лишь управление и столько прокатного материала, сколько необходимо для крупных городов; все же картины, предназначенные для работы в отдаленных местах, необходимо подвинуть к потребителю настолько, чтобы пользование картиной не потребовало бы больших средств на пересылку. Необходимо ввести систему агентств, оперирующих с небольшим, но часто освежаемым, количеством прокатного материала. Эти агентства дадут возможность избежать частых и дорого стоющих поездок и телеграмм в центральные прокатные конторы, с одной стороны, с другой — позволят изучить вкусы и потребности в киноленте массового зрителя, что, в свою очередь, даст возможность лучшего и более правильного подхода к этим потребностям.

    При хорошей постановке дела содержание таких агентств и расходы по пересылке могут даже оплатиться малоимущим, но количественно широко вовлеченным зрительным контингентом. Все зависит от размаха работы.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *