" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    982 просмотров

    Действия авиации в обороне

    В конце августа 1918 г. молодая Красная армия боролась за Казань, которая была занята чехо-словаками и «народной армией» эсэров.

    5-я Красная армия успешно наступала на Казань с запада по правому и левому берегам Волги, занимая линию на восток от Казани в полперехода. С северо-востока к Казани подходили части 2-й Красной армии. Операции развивались для нас успешно (см. карту, стр. 6).

    Действия авиации под станицей Свияжск

    Действия авиации под ст. Свияжск.

    Атаки белых не могли остановить нашего наступления. Тогда белыми был выполнен следующий маневр: отрядом, силой до 1000 штыков при четырех 3-дюймовых орудиях, сделав глубокий обход нашего правого фланга, белые заняли у нас в тылу жел.-дор. ст. Тюрлему, упершись своим левым флангом в Волгу. Посланная авиаразведка довольно точно определила силы и расположение белых. Цель белых была ясна: захватить ст. Свияжск, где находился тов. Троцкий и штаб 5-й Кр. армии со складами. От Тюрлемы до Свияжска было 16 — 18 верст. От Свияжска до наших позиций — 20 — 23 версты. О движении белых нам ничего не было известно, т. к. наступила ночь и вторично нельзя было послать воздушную разведку.

    На совещании, под председательством тов. Троцкого, было решено снять часть войск, не обнажая, однако, совсем фронта под Казанью, и за ночь перевести их на ст. Свияжск, а пока, если белые будут наступать ночью, держаться своими силами. Способных стать под ружье на ст. Свияжск оказалось около 65 чел.; сюда, по моему предложению, было прибавлено 32 человека из авиаотряда. Главная часть авиационных сил, в виду близости фронта, находилась в Алатыре.

    К 2-м часам ночи было установлено, что белые не наступают, решив, по-видимому, ждать рассвета. Узнав об этом, я обошел участок, где залегла цепь из команды авиаотряда, и приказал всем летчикам идти спать, чтобы к утру быть готовыми для полетов. В цепи остались только мотористы и нелетный состав. К рассвету прибывшие части сменили авиационную команду и вскоре стали наступать цепи белых. Завязался бой.

    Как на характерную деталь обстановки боя, укажу, что здание штаба, где помещался и тов. Троцкий, оказалось между нашими пехотными цепями и нашей артиллерией.

    Обстановка требовала атаки противника с воздуха. В дождь и туман, позволявший лететь не выше 100 метров, поднялись красные самолеты. После 15 — 20 мин. обстрела цепей и артиллерия противника самолетами белая артиллерия замолчала, и когда наша авиация, взяв новый запас патронов, поднялась вторично, противник в беспорядке отступал на юго-восток. Вот пример, когда обстановка требовала, не считаясь ни с какими жертвами, решительных и крайних действий авиации.

    Все вышеперечисленные способы применения авиации при обороне имели в виду ее действия днем. Для действия авиации в ночное время, как это было указано ниже, необходимо специальное обучение летного персонала и ряд технических приспособлений на самолетах и на аэродромах, без чего посылка самолетов в ночные полеты, кроме гибели, ничего не даст.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *