" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    52 просмотров

    Долой бумагу

    Война «бумаге», бюрократизму и т. д. объявлена давно, но побед на этом фронте до сих пор не видно.1.

    Одной из главнейших причин общего бессилия в борьбе с бумагой я вику в том, что к этой борьбе подходили с недостаточной решительностью, применяли поверхностные методы лечения, не добирались до корней дела.

    Между тем «бумага» — враг такой силы, с такими глубокими и прочными корнями, что для победы над ним необходимы радикальные методы борьбы, нужна глубокая операция, а не смазывание кожи и стрижка волос. В этой борьбе нельзя бояться перегнуть палку, переборщить, а надо бояться недоделки, недостаточной глубины захвата. Если это допустить, то даже наполовину заморенная, придушенная «бумага» оживет снова и быстро расцветет.

    В моем представлении методы решительной борьбы с бумагой вылились в следующие тезисы:

    1. Основная задача — избавиться от бюрократизма со всеми его вредными сторонами: сложность прохождения вопросов, волокита и, главное, подмена живого дела самодовлеющей бумагой, а также разбухание аппарата.

    2. Все перекройки аппарата, хотя бы и существенные и удачные по сути дела, могут внести лишь частичное улучшение, но не излечат болезни в корне и не дадут крупных сокращений в аппарате. Иначе говоря, эти изменения желательны, если будет ясна их полезность, но ими отнюдь не исчерпывается вопрос.

    3. Единственно, что может изменить дело по существу и дать действительно крупные результаты, это — отыскание нового метода работы аппарата.

    4. Ныне существующий способ работы заключается в том, что по всякому мелкому и крупному вопросу пишется бумага; таковая идет но штабам, управлениям и учреждениям, постепенно обрастая, а нередко и усложняя вопрос; при этом написавший бумагу считает, что он свой долг исполнил и дело сделал; пропустившее через себя эту бумагу управление также считает свою обязанность исполненной, независимо от того, в какой мере подвинулось этим реальное дело, вызвавшее бумагу. В общем же, реальное дело постепенно отходит на задний план, а бумага приобретает довлеющее значение.

    5. Этот культ бумаги, как таковой, неизбежно влечет за собой развитие наименее продуктивной и наиболее многочисленной части аппарата — младших технических служащих (переписчиков, журналистов, делопроизводителей и их помощников, а также и персонала, обслуживающего разбухшее учреждение).

    6. Радикальное улучшение в это дело могло бы быть внесено, если бы было признано возможным принять следующий способ работы во всей армии сверху донизу.

    7. В первичных самостоятельных организмах армии (отдельные части и учреждения на правах отдельных частей):

    а) Внутри части воспрещается всякая переписка, кроме отчетности приказа по части и составления тех документов, которые законами положено содержать (списки личного состава, послужные списки, аттестации, мобилизационные записки, дневники, расчеты и т.п ).

    б) Все вопросы, возникающие в подразделениях отдельной части (т.-е. у командиров рот, команд, батальонов, начальников хозяйственных органов и вообще личного состава), разрешаются обязательно при личных докладах. Всякий возбуждающий вопросы должен иметь при личном докладе реестр этих вопросов, т.-е. запись их на бумаге (лучше на каждый отдельный вопрос по отдельному маленькому листку в 1/8 или 1/16 нормального листа). В реестре не должно быть мотивировки вопроса, так как таковая должна быть доложена лично.

    Принимающий доклад тут же при докладе пишет против вопроса свое решение. Если решение превышает его власть, то записывает поставленный вопрос в свой реестр вопросов, которые надлежит поднять перед следующей инстанцией.

    Если для решения вопроса начальнику, принимающему доклад, необходимы справки (например, по возбужденной просьбе выдать обмундирование — справка о наличии такового в запасе части, или при возбуждении вопроса об отпуске — справка о наличии свободного места в установленной для отпусков норме или о праве на отпуск просящего), принимающий доклад или приказывает докладчику получить требуемую справку путем отметки на самом же реестре лицом, от которого должна быть получена справка, и снова доложить вопрос, или если справка сложная или затрагивает нескольких лиц, то назначает время, когда докладчик и нужные для решения вопроса лица должны явиться для обсуждения поставленного вопроса.

    Если прием докладов будет совершаться в служебные часы и в помещении штаба (канцелярии), части или учреждения, то в большинстве случаев все этого рода справки смогут быть получены тут же при самом докладе.

    в) Основным письменным документом в отдельной части является периодический (ежедневный) приказ по ней, посредством которого, с одной стороны, отдаются все распоряжения по части, а с другой — фиксируется все то, что необходимо для учета личного состава и отчитывания но расходованию частью денег и всего материального довольствия. В экстренных или маловажных случаях распоряжения по части делаются в виде приказаний от имени командира.

    г) Ведение документов и списков на личный состав должно быть пересмотрено и сведено до совершенно необходимого минимума.

    д) Отчетность по расходованию денег и материального довольствия должна быть ограничена одной задачей — именно той, чтобы в любой день могла быть произведена поверка правильности расхода и чтобы на эту поверку не требовалось длительного времени.

    Никаких донесений о расходе и наличии материальной части не делать.

    Недостатки в материальной части докладываются в порядке пунктов б. и в.

    е) По учебной части письменность ограничивается приказом, расписаниями, программами и указаниями. Никаких письменных докладов и отчетов. Личные (устные) доклады о затруднениях, невозможности выполнить программы, необходимости изменения их — в порядке пунктов б и в.

    ж) Относительно представления частью учетно-статистических сведений будет сказано ниже — в разделе об этого рода работе во всем аппарате армейского управления.

    8. Для личных докладов и приказаний внутри частей и учреждений, а также для их внешних сношений надлежит широко пользоваться телефонами. При этом возбуждающий вопрос одновременно с разговором по телефону заносит вопрос в свой реестр и на нем же фиксирует полученный ответ. Также получивший вопрос по телефону тут же вносит его в свой реестр телефонных распоряжений и против вопроса записывает данное распоряжение.

    При ближайшем личном докладе возбудивший вопрос представляет начальнику свой телефонный реестр по более важным вопросам и распоряжениям для постановки визы начальника.

    9. Сношение отдельной части со следующей высшей дистанцией (полка с дивизией, первичного учреждения с последующим и т. п.) производится по той же схеме, т.-е. путем личных докладов с реестром вопросов и немедленной фиксацией решений на том же реестре.

    Если эти личные доклады будут производиться даже только раз в две недели, то и тогда в большинстве случаев вопрос будет получать более быстрое решение, чем при бумажной переписке.

    Личный доклад не реже раза в две недели осуществим без труда в большей части армии, т. к. он требует всего одного посещения в месяц командиром дивизии, полка и одной поездки командира полка в штаб дивизии.

    В районах, где разбросанность войск сделает трудным личные доклады два раза в месяц и сведет их к одному докладу, все же вряд ли получится промедление большее чем при переписке, т. к. в таких районах и хождение переписки соответственно замедляется.

    10. Для вопросов, не терпящих отлагательства и важных по существу, должно быть допущено краткое телеграфное сношение, с возложением материальной ответственности на пользующегося телеграфом, если телеграмма будет подана по маловажному или не неотложному делу.

    11. Подобным же порядком должны производиться сношения между всеми инстанциями в пределах округов, а также округов с центром.

    12. Хотя по мере повышения инстанций вопросы, возбуждаемые ими, естественно, будут становиться более крупными и сложными, тем не менее для разрешения их лучшим и наиболее скорым является личный доклад. Надо лишь иметь в виду, что высшим начальникам (командующим войсками, начальникам главных и центральных управлений, главкому) чаще придется прибегать к следующему методу: к определенному часу собирать соответственных начальников управлений, причастных к поднимаемым вопросам, и при их участии принимать определенные решения, которые тут же и фиксировать на реестрах вопросов. Присутствующие начальники управлений также записывают касающиеся их вопросы и решения и немедленно принимают их к исполнению.

    13. Несколько более сложным представляется, на первый взгляд, вопрос о сношениях не по вертикали, а по горизонтали, т. е. не по прямой линии подчинения вверх или вниз, а в стороны, между равными и неравными учреждениями военного ведомства, так как обязательность и бесперебойность личных переговоров в этом случае установить труднее.

    Tем не менее и в этом случае надлежит бумажное сношение заменить личными переговорами с реестрами вопросов у запрашивающего и с фиксацией на реестре ответов запрашиваемого.

    На начальниках, объединяющих под своей властью учреждения, принужденные к сношению друг с другом, ложится обязанность по установлению обязательного и удобного для сносящихся сторон порядка личных встреч.

    Наиболее же удобным способом в этих случаях будет описанный выше одновременный вызов объединяющим начальником для общего доклада всех тех лиц, которых касается поднятый кем-либо вопрос, устраняюший необходимость предварительных сношений между разными учреждениями, причастными к поднятому вопросу.

    В соответствии с этим должны быть приняты организационные меры для устранения существующей ныне системы многочисленного подчинения по вертикали, каковое должно быть сведено в армии к единой строевой линии.

    14. Что касается неизбежных сношений военных учреждений с учреждениями прочих ведомств, то полная замена бумажного способа живым личным общением будет невозможной до тех пор, пока и в последних не будет принят тот же метод работы. Однако, можно смело рассчитывать, что при известной инициативе и настойчивости со стороны военных органов во многих случаях будет удаваться и при нынешних условиях заменять бумажную волокиту личными переговорами с немедленной фиксацией вопросов и ответов, как это наблюдается и ныне у наиболее живых и энергичных работников.

    15. Командующие войсками и начальники главных управлений должны отказаться от письменных докладов и заменять их реестром вопросов и устным докладом, имея лишь для памяти необходимые справки или беря с собой на личный доклад лиц, необходимых для более детального освещения вопроса, если бы это потребовалось.

    Необходимо помнить, что намечаемая форма делопроизводства в армии привьется в ней глубоко лишь в том случае, если ее будут педантично применять верхи армии.

    16. Может возникнуть сомнение, что у начальников не хватит времени на прием личных докладов. Это сомнение тем более естественно, что всем известно, как в настоящее время трудно добиться личного доклада у безмерно загруженного старшего начальника.

    Но надо иметь в виду, что старший начальник, главным образом, загружен нынешним морем бумаги. Выслушать личный доклад по определенному вопросу всегда скорее, чем прочесть по нему переписку. Кроме того, почти всякая бумага проходит через начальника два раза — при поступлении и при подписании ответа по ней, а большинство бумаг приходит к нему по нескольку раз: с наведенными справками, с заключениями заинтересованных управлении, нередко с длинными докладами подчиненного начальнику управления.

    Все это отпадает, вся или почти вся так называемая текущая переписка, составляющая несомненно 9/10 всей вообще бумажной работы во многих управлениях, исчезнет, будучи заменена личными докладами и реестрами вопросов.

    Таким образом, начальник, разгруженный от текущей переписки, приобретет возможность для регулярного приема докладов.

    17. Независимо от этого, необходимо принять еще следующие меры для разгрузки начальников:

    а) Возможно шире провести деконцентрацию работы. Для этого необходимо повысить права на окончательное решение вопросов по всей иерархической лестнице управленческого аппарата как центрального, так и местного, в том числе и строевого.

    Если решение вопросов, в зависимости от их значения и важности, будет рассредоточено между целым рядом ответственных работников учреждения, то естественно отпадет перегрузка высшего начальника учреждения, и он сможет сосредоточить свою работу на общем руководстве, на личном разрешении важнейших дел и на творческой работе.

    б) Необходимо, однако, всегда иметь в виду, что реальное осуществление деконцентрации зависит не столько от формальных положений, сколько от метода работы старшего начальника. Если последний относится с недоверием к работе подчиненных, если он нетерпеливо и строго реагирует на промахи, хотя бы и вполне добросовестных, подчиненных при их самостоятельных решениях, то эти последние в подавляющем большинстве не будут использовать и доли своих расширенных прав и со всеми вопросами будут идти к начальнику, — все же законы о деконцентрации останутся мертвой бумагой.

    Поэтому необходимо правильное воспитание самих начальников в уменьи пользоваться самостоятельной деятельностью подчиненных. Эта задача принадлежит к числу наиболее трудно разрешаемых на практике.

    в) Необходимо начать энергичную борьбу с ударностью, которой нередко злоупотребляют до настоящего времени, срывая всю плановую работу управлений и учреждений.

    г) Столь же необходима борьба с непомерным развитием комиссионной работы. Таковая полезна в нередко неизбежна при разработке уставов, положений,

    основных принципов. Но и в этих случаях она продуктивна лишь тогда, когда предварительно выработано предложение, которое затем и подвергается комиссионному обсуждению. При решении же практических вопросов текущей жизни комиссионный способ приводит лишь к волоките и главное — распылению, а то и полному уничтожению ответственности за решение.

    Между тем нынешнее непомерное развитие комиссионной работы является одним из главных факторов, отрывающих начальников от регулярной работы.

    18. Если нынешняя текущая переписка будет заменена изложенным выше порядком личных сношений с реестрами вопросов и решений, то нынешние объемистые и многочисленные дела, от которых ломятся полки штабов и канцелярий учреждений, обратятся в небольшие тонкие тетради или папки с реестрами вопросов и решений.

    Просмотр и отыскание в них нужного вопроса упростится настолько, что отпадет необходимость в ведении огромных и сложных входящих и исходящих журналов.

    Вряд ли можно сомневаться, что весьма быстро практика выработает такие формы реестров и такие методы их хранения, что обращение с ними сведет техническую канцелярскую работу почти до нуля.

    19. Ближайшим следствием такого метода работы будет то, что для выполнения так называемой текущей работы штаба, управления и учреждения будут нуждаться лишь в начальниках самих этих учреждений и в начальниках всех тех подразделений штабов и учреждений, на которые они по характеру и объему дела распадаются, а также в известном числе помощников названных лиц.

    Помощники будут необходимы не только для разгрузки начальников, а и как их вполне полномочные заместители во всех тех случаях, когда по тем или другим причинам для начальника окажется невозможным личный прием доклада или личная явка на доклад старшего начальника.

    На младших ступенях помощники явятся и тем контингентом лиц, подготовляющихся к управленческой работе, из которых будут выбираться начальники младших ступеней.

    20. Но работа управленческого аппарата не исчерпывается еще одной так называемой текущей перепиской.

    Она еще заключает в себе:

    • руководство войсками и аппаратом;
    • лабораторную разработку самих основ всех сторон военного дела и выражение их в тех формах, в которых они должны быть переданы в армию;
    • хозяйственную работу: распоряжение деньгами, заготовки, производство и распределение материального довольствия;
    • связанную с управлением и хозяйством учетную и статистическую работу;
    • отчетную и счетную (бухгалтерскую) работу;
    • наблюдающую и контрольную деятельность.

    21. Руководство войсками и аппаратом не требует особого освещения.

    Оно выявляется, с одной стороны, в той повседневной текущей работе, которая рассмотрена выше, а с другой — в отдаче общих приказов и издании уставов, наставлений, инструкций, кодексов законов. Необходимо лишь принять меры к возможному сокращению числа этих документов и упрощению их изложения, а также к своевременному и достаточному снабжению ими всей глубины армии.

    22. Все перечисленные выше основные положения, руководящие жизнью армии, и вообще основы строительства армии, ее организации, мобилизации, воспитания, учебы, вооружения, снабжения и т, д. необходимо прорабатывать лабораторным способом.

    Поэтому соответственные отделы центральных аппаратов, и отчасти окружных, должны быть по самой своей организации приспособлены к этой лабораторной работе.

    Для этого они должны состоять из прорабатывающих вопросы комитетов, составленных преимущественно из работников, вызванных из недр армии, стоящих непосредственно у жизни и практической работы, и из бюро специалистов для начальной разработки проектов, вносимых в комитет, и выражения в нужных формах решения комитета. Члены комитетов должны освежаться возможно чаще, но обязательно с учетом преемственности работы. Бюро должны иметь достаточное количество вспомогательного состава (переписчиков и других технических работников), и в большинстве количество этих работников будет немалым.

    23. Аппараты хозяйственного типа нуждаются в своем составе еще двумя типами организаций — это органами для фактического осуществления материальных заготовок и их распределения и чисто техническими лабораториями.

    В хозяйственных органах неизбежно еще известное развитие счетного (бухгалтерского) элемента.

    24. Относительно связанной с управлением и хозяйством учетной и статистической работы прежде всего необходимо, отметить, что чем полнее и совершеннее она будет поставлена, тем будет лучше для дела, и что всякий благоустроенный организм требует возможно полной статистики и учета. Но в действительных нынешних условиях армии (загроможденность перепиской и, в общем, низкий уровень работников) представляется необходимым и статистику и учет ограничить строгими пределами совершенной необходимости. В этом смысле должен быть произведен самый жесткий пересмотр требований, предъявляемых войскам и учреждениям.

    Полный отказ от учета, конечно, невозможен и при настоящих трудных для него условиях, например, необходим известный учет личного состава армии, мобилизационный учет и некоторые другие.

    25. Что касается материального учета, в смысле представления периодических сведений по команде о наличии того или другого имущества в войсках, то он может быть прекращен вовсе. Он должен быть заменен такой отчетностью, внутри части по расходу материального снабжения, которая давала бы возможность быстрой поверки в любой день, и заявками о недостаточности и недоброкачественности предметов снабжения в изложенном выше порядке личных докладов и реестров вопросов и решений.

    26. Самый порядок снабжения должен быть при первой возможности приведен к плановой выдаче части в определенные сроки положенного ей снабжения без предъявления ею требований, но с установлением строгой и реальной ответственности за неустановленный законом перерасход.

    Существующая волокитная система проведения нарядов на выдачу имущества должна быть упрощена, хотя бы по образцу ордеров в коммерческих предприятиях.

    27. Учет центром складов должен быть ограничен учетом высланного в склады имущества и данных на склад нарядов и представлением складом не чаще одного раза в год полных сведений о наличии к определенному числу всех видов хранимого на складе имущества.

    Отменить, как правило, донесения складами о выполнении наряда и лишь срочными личными докладами или телеграфом доносить о невозможности выполнить наряд или неизбежной его задержке, если наряд имел срочный характер. Требовать от складов донесения о выполнении наряда только в важнейших редких случаях, оговаривая об этом в самом наряде.

    28. Хозяйственная отчетность и счетоводство должны быть строго ограничены, как отмечалось выше, одной задачей — обеспечить возможность быстрой поверки: в любой момент.

    29. Все наблюдение за состоянием и работой войск, а также весь контроль над хозяйственной стороной жизни армии должны быть построены исключительна на живых приемах с полным исключением бумажного метода.

    Эти наблюдения и контроль должны осуществляться, прежде всего, начальниками всех степеней в отношении подчиненных им войск и учреждений.

    30. Наблюдение за состоянием и работой войск должно производиться путем возможно частого личного посещения начальником подчиненной ему части, в особенности в ее рабочие часы. Тут же на месте должны даваться указания и разъяснения для устранения намеченных недочетов. Затем никаких отчетов, а лишь отдача в приказе всего того, что нужно для поучения прочих подчиненных начальнику частей и учреждений, благодарностей и наказаний, а также занесение в реестр вопросов, возникших при наблюдении части, для разрешения которых необходим доклад старшему начальнику.

    31. По возможности в каждое посещение начальником части — поверка (контроль) личная или взятыми для этого с собой лицами какой-нибудь отдельной небольшой отрасли хозяйства. Немедленная тут же в части ликвидация результатов контроля: дача указаний по исправлению обнаруженной неправильности; наложение взыскания, если нужно, в том числе материального, на покрытие ущерба; привлечение к ответственности, если обнаружено преступление; запись вопросов, требующих для разрешения доклада старшему начальнику; обязательная отдача приказа об обнаруженных недочетах для предупреждения прочих подчиненных частей и учреждений.

    32. Так как такой живой контроль и наблюдение недоступны в достаточных размерах для высших начальников — командующих войсками в округах, в виду многочисленности подчиненных им войск и учреждений, то при них, в их подчинения, должны быть созданы небольшие контрольные органы. Метод работы этих органов должен быть точно таким же, как изложен в предыдущих статьях при контроле, производимом войсковыми начальниками.

    33. Также для центральной власти необходимо иметь свой очень небольшой, контрольный аппарат с точно тем же методом работы.

    34. Дабы вся изложенная система могла быть выполнена с большой полнотой, необходимо упрощение системы подчинения. В округах все без исключения войска и учреждения должны быть в полной мере подчинены командующим войсками непосредственно или через начальников окружных управлений.

    35. Кроме того, намеченная система требует еще более тесных взаимоотношений между комиссарами и начальниками, т. к. только при постоянной совместной по времени и месту их работе не придется двоить всех личных докладов с реестрами вопросов и решений.

    36. Изложенная система является лишь наброском, составленным в кратчайший срок, и, конечно, нуждается в подробной, тщательной проработке и в широкой дискуссии.

    37. Если бы затем она в существе своем была признана приемлемой, то необходимо отчетливо сознавать, что для проведения ее в жизнь потребуется длительное время и серьезнейшая подготовка в смысле проведения ее в сознание всей массы армии и всего ее аппарата.

    Для этой цели должна быть широко использована военная печать.

    Примечания:
    1. Опубликовано в «Военный Вестник» № 7, 1924 г. []
    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *