" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    141 просмотров

    Экономическое состояние провинциальных кинотеатров

    Каково экономическое положение провинциальных кинотеатров?

    Довольно полный ответ на этот вопрос дает только что законченное специальное обследование экономического состояния зрелищных предприятий РСФСР, произведенное РКИ совместно с Рабисом и Наркомпросом. Обследование производилось выборочным путем и охватило до 113 кинотеатров наиболее крупных административных и рабочих центров всех районов, как-то: Ленинграда, Н.-Новгорода, Казани, Саратова, Свердловска, Иваново-Вознесенска, Тулы, Ростова н/Д., Смоленска и др. Материал собирался анкетами за три последних сезона: зимний минувшего года, летний и текущий (до 1-го декабря 1924 г.).

    При первом взгляде на сводные данные обследования, экономическое положение провинциальных кинотеатров представляется в сравнительно благоприятном виде. За три последних сезона кино в результате своей деятельности дали прибыль, в общем равную приблизительно 1,3% их оборота. Однако, эта благоприятная картина сразу меняется, если исключить из доходных статей кинотеатров полученные ими разного рода субсидии и дотации. В таком случае, общая прибыль сократится до 0,9%. Наконец, положение изменяется еще более при учете задолженности, накопившейся за кинотеатрами в течение тех же трех сезонов: вместо прибыли, налицо — довольно крупный убыток (1,8% ко всему обороту театров).

    Сводя балансы отдельных кинотеатров, можно сделать заключение о том, как фактически строится бюджет провинциального кино.

    Бюджет провинциальных кинотеатров

    Как видно из приведенной таблицы, главную часть расходов кинотеатров составляет прокат фильм (26,8% всех расходов). Второй по размерам статьей являются хозяйственные расходы (22,9% всех расходов), включая в их число расходы на соцстрах, авторские и отчисления в союз. Из хозяйственных расходов наиболее крупные: реклама (4,8% всех расходов), электричество (4,8%). ремонт (5,2%), соцстрах (2,2%) и аренда 1,7%).

    Третью статью расходов в бюджете кинотеатров составляют налоги (19,8% всех расходов).

    Распределяются они следующим образом (в % ко всем расходам):

    а) Государственный местный налог: 10,8

    б) налог в пользу Красного Креста: 4,6

    в) другие местные налоги: 2,9

    г) афишный сбор: 0,7

    д) целевые временные сборы: 0,8

    Всего: 19,8

    Четвертое место занимает заработная плата (16,5% всех расходов). При этом 83°/о зарплаты выплачивается по колдоговорам, 12,7% — по индивидуальным договорам и 4,3% — по другим видам оплаты (сверхурочные, премиальные и пр.). Обращает на себя внимание значительный % выплат по индивидуальным договорам, хотя кинотеатры в этом отношении гораздо умереннее других зрелищных предприятий, в которых этот °/0 доходит до 20.

    Следующей статьей расходов кинотеатров являются казенные и бесплатные билеты, раздача которых практикуется в самых широких размерах. Средняя стоимость одних постоянных казенных мест достигает 2% всех расходов театров, Количество бесплатных билетов не поддается точному учету. Однако, если взять среднее количество систематически выдаваемых контрмарок и оценить по средней входной плате, то получится сумма, дающая 7% всех расходов кинотеатров. Раздача казенных мест и контрмарок в кино развита в гораздо большей степени, чем в других зрелищных предприятиях.

    Рабочая полоса (3%) и организационные расходы (2%) стоят на последнем месте по сравнению с остальными расходами кинотеатров.

    Доходы кино почти исключительно (на 98%) состоят из сборов, в то время как в драме, например, валовые сборы едва покрывают 50% всего прихода. Субсидии и дотации, получаемые кинотеатрами из разных источников, незначительны (всего около 0,5% прихода); доходы от сдачи буфетов, вешалок, помещений и пр. в среднем не превышают 1,5% всего прихода.

    Неустойчивость экономического состояния провинциальных кинотеатров особенно сказывается в прогрессивном росте их задолженности, которая к началу текущего года достигла 3% ко всему обороту этих предприятий. Главная масса задолженности числится по местному налогу, по прокату, рекламе, ремонту и по соцстраху.

    Кинотеатры не в состоянии снизить входную плату или хотя-бы задержать ее неуклонный рост. В зимний сезон минувшего года средняя входная плата составляла 45 коп. и на этом уровне продолжает оставаться до сих пор. В то же время средняя посещаемость провинциальных кино все еще невелика: только в последнее время она поднялась до 50%. Впрочем, по посещаемости кинотеатры находятся в гораздо лучших условиях, чем остальные зрелищные предприятия. Средняя, например, посещаемость драматических театров почти в полтора раза меньше.

    Приведенные цифры показывают, насколько неблагоприятно современное экономическое состояние провинциальных кинотеатров. В общем, они дефицитны и все более обрастают задолженностью.

    Амортизации имущества почти не происходит. Расходы на амортизацию в среднем едва достигают 0,7% всех расходов, — что грозит потерей имущества в ближайшее время.

    Если в основу дальнейшей работы кинотеатров положить ориентацию на массового рабочего зрителя, необходимо немедленно приступить к изучению вопроса об экономическом положении зрелищных предприятий и к принятию мер по урегулированию этого вопроса.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *