" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    85 просмотров

    Гигиена лётчика. Часть 2

    Принятый во Франции «автоматический дыхательный аппарат для больших высот» состоит из: ((Окончание. Начало – См. «Вестник Воздушного Флота» 1924 г. — № 2.))

    1) Газового баллона, содержащего кислород под давлением в 180 атмосфер. Он представляет собой цилиндр, сделанный из мягкой стали высокого сопротивления. Такие кислородные баллоны бывают разных типов в зависимости от емкости, которая варьируется между 187 и 540 метр.3 кислорода.

    2) Автоматическою прибора для подачи кислорода, который состоит из двух различных механизмов:

    а) собственно подающего механизма, и б) регулятора впуска газа.

    Собственно подающий механизм предназначается для того, чтобы поддерживать в особой закрытой коробке в течение всего времени постоянное количество кислорода под постоянным давлением в 170 грм.; он состоит из цилиндрического непроницаемого резервуара, который соединяется с кислородным баллоном. Поступление газа в этот резервуар регулируется при помощи кулачка, который связан в своем движении таким образом, что поступление газа прекращается как только давление в подающем механизме достигает установленного предела.

    В этот подающий механизм открывается трубка, которая подает кислород в утилизационный прибор. Эта трубка закрывается вторым кулачком, который предназначается для того, чтобы регулировать впуск. При атмосферном давлении на поверхности земли он постоянно находится в своем гнезде в прижатом состоянии благодаря пружине.

    Сбоку подающего механизма находится барометрическая капсюля, которая осуществляет регулировку впуска. Для действия эта капсюля регулируется по силе атмосферного давления на поверхности земли.

    При поднимании на высоту воздух, который содержится в капсюле, давит на ее подвижную плоскость и заставляет ее приподниматься. Это движение уравнивается пружиной, рассчитанной таким образом, что приподнимание капсюли и ее стержня всегда имеет для каждой высоты определенную амплитуду. Форма кулачка и пр. части рассчитаны таким образом, чтобы впуск кислорода начинался на высоте 3500 метров. На этой высоте расход газа равен 35 метр.3 в час, прогрессивно увеличиваясь с высотой. На 8000 метр, он доходит до 150 метр.3

    3) Вдыхательной маски, в которую впускаемый газ проводится через мягкую каучуковую трубку.

    Эта маска делается из отожженного алюминия по форме лица того субъекта, для которого предназначается; это индивидуальный прибор. Она оправлена в полый каучуковый венчик, который обеспечивает тесное прилегание маски к лицу. Доступ кислорода вовнутрь маски происходит через медную трубочку с отверстиями, через которые газ диффузируется с обеих сторон ноздрей.

    Чтобы избежать замерзания водяных паров, которые образуются при дыхании и сгущаются при выходе из маски, в самых последних моделях применяется электрическое обогревание.

    При практическом применении этот прибор обнаруживает различные неудобства.

    Во-первых, некоторые части его сделаны из каучука, который быстро изменяет свою структуру. Во-вторых, эластичность каучука изменяется вместе с изменением температуры и при этом настолько, что, напр., при температуре на высоте 7 — 8000 метр, доступ газа для вдыхания получается уменьшенный. Однако, эти недостатки и ряд других нельзя приписывать неудовлетворительности самого метода. Они, гл. обр., связаны с качественными недостатками прибора. Казаль, снабженный таким аппаратом, достиг, напр., высоты в 10.000 метров, а Агазотти при кессонных работах выдержал понижение давления соответственно 14.852 метр, высоты.

    В ингаляторах1, которыми снабжаются в настоящее время Ньюпоры т. 29, достигнуты значительные усовершенствования. Эти аппараты целиком металлические и, следовательно, мало деформирующиеся. Такой аппарат состоит из полости, в которую производится впуск кислорода из резервуара под постоянным давлением Р1; эта полость сообщается с маской при помощи соответствующей проводки, которая имеет установленный коэффициент потери газа К. Когда под действием анероидной капсюли эта проводка на определенной высоте открывается (приблизительно 3500 мет.), то ингалятор впускает количество кислорода Q тем большее, чем ниже атмосферное давление Р2. Этот впуск выражается равенством: Q = К \/Р1— Р2, что позволяет предъявлять к конструктору, при известных К и Р1 требование соответствующей регулировки.

    Следующий вопрос — защита глаз летчика как против раздражения посторонними телами, так и против действия холода. Эти факторы способны производить более или менее значительное повреждение глаз и нарушать ясность зрения в полете.

    Этому удовлетворяют обыкновенные очки Меровица (Merowitz). Они не препятствуют видимости, очень хорошо предохраняют глаза, не отпотевают и очень мало опасны в случае аварии.

    Наконец, последний пункт, на котором необходимо остановить внимание летчиков, это — защита ушей от действия шума.

    В продолжение всего полета ухо открыто для резкого действия многочисленных шумов, которые беспрестанно потрясают чувствительные нервные окончания среднего уха. Взрывы мотора, свист пропеллера, тросов, тендеров производят сильное и вредное действие на нервные органы слухового аппарата уха и одновременно на органы его равновесия.

    Следствием этого являются недомогания летчика, которые в некоторых случаях быстро осложняются, вызывая сильную усталость и даже головокружение. Вследствие этого слухового утомления является после посадки непрерывный шум в ушах, состояние легкого головокружения и общее утомление.

    Самое легкое решение может состоять в том, чтобы просто заткнуть уши, однако, это средство не может быть признано целесообразным потому, что для пилота самое главное иметь возможность слушать свой мотор.

    Из поля слуха летчика необходимо суметь устранить все звуки, которые являются для него неинтересными и вредными, оставив доходить до ушей только тон мотора и шум клапанов. С этой целью в 1918 г. д-р Верен предложил чрезвычайно интересное решение. Пользуясь тем, что вредный шум сопровождается звуковыми волнами большой длины, а шум полезный — звуковыми волнами малой длины, д-р Верен предполагал задерживать первые и пропускать вторые при помощи особого глушителя аналогичного тому, какой он предложил для артиллеристов. Этот глушитель состоит в том, что шумы короткой звуковой волной, как, напр., звук человеческого голоса, пропускаются ими, тогда как шумы длинной звуковой волной заглухают в особых зигзагообразных трубках. Чтобы осуществить эту идею в применении к авиации, Верен задумал аппарат, состоящий из двух слуховых трубок, образующих на концах раковину, совершенно обхватывающую ухо. Эта система передачи звуков имеет назначение допускать до слуха летчика тон его мотора, ограждая, однако, от звуков взрывов. Эта часть аппарата представляет, в полном смысле этого слова, отборник волн.

    В слуховую трубку открывается особый рупор для сообщения с пассажиром. Для пользования этим рупором достаточно, приложив к своему рту его рожок, открыть шторчатую заслонку, которая закрывает слуховую трубку, когда ею не пользуются. Если летчик захочет в любую минуту слышать непосредственно шум своего мотора, то для этого достаточно снять наконечник, который закрывает отверстие, находящееся на слуховой трубке и приводящее в непосредственную связь с внешним воздухом.

    Рядом с рупором, разветвляясь к каждой слуховой трубке, находится телефонный приемник, который позволяет воспринимать радиотелеграфные сигналы.

    Этот прибор являлся предметом испытаний во время войны, но перемирие и демобилизация прервали их. С тех пор он, кажется, был совершенно потерян из вида.

    Но с первых же опытов стояло вне сомнения то, что предохранение против действия резких звуков достигается этим прибором очень хорошо. С медицинской точки зрения этот аппарат чрезвычайно интересен.

    Таковы при современном состоянии медицинских знаний все те способы, которые можно противопоставить вредным влияниям внешних причин, которым подвергается летчик. Все изложенное указывает, что быть разумно осторожным для летчика — значит сберечь свое здоровье.

    Аэроплан

    Примечания:
    1. Так называется описанный выше вдыхательный аппарат. []
    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *