" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    276 просмотров

    Господство в воздухе и господство на море

    «Развитие воздушных сил до предела воздушного флота выдвигает уже задачу обладания воздухом».

    С. Каменев.

    «Не подлежит сомнению, что господство в воздухе в будущих войнах будет иметь решающее значение. Кто завладеет воздухом, тому победа дастся сама собой».

    Балк.

    Начальник, безразлично — морской, военный или авиационный, который не сможет достичь господства в воздухе подчиненных ему воздухсил, будет поставлен в такие неблагоприятные условия, что его можно считать заранее потерявшем операцию, даже до ее начала.

    Макей.

    Уместно ли считать значение господства в воздухе аналогичным значению господства на море? Можно ли извлечь практические выводы из рассмотрения сущности этой аналогии и сравнительной оценки способов борьбы за господство в воздухе и за господство на море? Вот — вопросы, на которые нельзя не ответить в процессе разработки стратегии и тактики воздушного флота. Вопросы эти неоднократно поднимались и в порядке словесной дискуссии при обсуждении ряда военно-научных докладов, и в печатных произведениях, в коих чувствовалась дискуссионная тональность, когда дело доходило до упоминания об этих вопросах. Упоминание о них в нескольких словах, решение их сплеча в роде одной ссылки на то. что значение господства на море обусловливается необходимостью борьбы за морские пути, в чем, якобы, должного сходства с целями борьбы за господство в воздухе нет, вряд ли соответствуют важности этих вопросов. Для исследования их необходимо прежде всего с достаточной полнотой установить цели борьбы за господство на море и борьбы за господство в воздухе и сравнить способы, применением коих следует добиваться господства в том и другом случае.

    Основные задачи, выполнение коих ложится на морскую силу, следующие: обеспечение своих морских путей сообщения и перерыв таковых же путей сообщения противника, обеспечение своего побережья от нападений врага с моря и выполнение таковых нападений на неприятельское побережье, помощь своей армии путем поддержки и обеспечения ее приморского фланга, обеспечения ее морских и приморских коммуникационных линий, действий против приморского фланга и тыла неприятельской армии и перерыва морских сообщений последней. С целью осуществления перечисленных задач, могущих быть возложенными государством на морскую силу, и ведется борьба за господство на море. Добившись господства на море, морская сила может перейти к осуществлению этих задач, являющихся конечными военными целями ее. Полное господство на море достигается путем уничтожения неприятельского флота или путем заблокирования его в базах. Умелые действия более слабого на море в стремлении сохранить свою боеспособность и свободу выхода в море являются препятствием к достижению сильнейшей стороной такого полного господства, и ей приходится иногда стремиться к достижению конечных военных целей выше упомянутых при наличии лишь господства на море относительного.

    Американский гидроаэроплан "Галладет D4" с мотором Либерти в 400 сил

    Американский гидроаэроплан "Галладет D4" с мотором Либерти в 400 сил

    Каковы же цели достижения господства в воздухе? Очевидно, и у воздушной силы есть, как и у морской, конечные военные цели, для достижения коих необходимо получить полное или относительное господство в воздухе, хотя бы временное и местное. Какими считают эти цели авторы строк, предпосланных началу данной статьи? С. С. Каменев, указав1, что развитие воздушных сил выдвигает задачу обладания воздухом, говорит: «Затем, овладев воздухом, сторона-победительница, вероятно, не откажется использовать свои воздушные корабли для десантов в тыл противника, о чем уже и теперь ходят слухи, да, по-видимому, для этой цели разрабатывают у наших соседей проекты «машин-транспортов»; далее же подчеркивает значение вероятного использования «воздушных транспортов для быстрых перегруппировок», как рисующееся «более существенным по своим результатам, нежели десантные операции». Данным мнением о некоторых из конечных целей овладения воздухом указывается на цели, аналогичные части перечисленных выше, как являющихся конечными военными целями морской силы, для достижения коих ей необходимо добиваться господства на море, а именно: приобретения способности «обеспечить морское побережье своего государства от неприятельского десанта и, наоборот, предоставить своим войскам возможность высадиться на неприятельском берегу», что относится автором цитируемых последними строк2 к конечным военным целям морской силы, выполняемым по осуществлении господства на море и приобретения возможности перебросок морем частей армии, действующей в приморском районе, что также относится к таким военным целям морской силы. В. Балк, хорошо известный русскому военному читателю по его трудам в области тактики, указав на то, что «господство в воздухе в будущих войнах будет иметь решающее значение»3 , говорит: «Страна, одержавшая быструю полную воздушную победу, будет не только препятствовать мобилизации, перевозке и сосредоточению войск, но и свяжет их. Неприятельские промышленные центры и столицы будут разрушены, хотя бы они находились далеко от границы. Дальность расстояний не является больше защитой от современных аэропланов с их большим радиусом полета». Он указывает далее, что ночь, низкие облака и земные средства противовоздушной обороны не являются ныне препятствиями, существенно мешающими работе воздушного флота, и что «если не будет открыто решительное средство обороны, то последнее слово останется за оружием воздушного флота». Автор считает здесь военными целями воздушной, силы нанесение существенных ударов железнодорожной сети противника, промышленным центрам и столицам его. История знает случаи, когда морской флот выступал в роли действующего против приморских путей и населенных пунктов огнем с моря. Аналогия с бомбардировочными действиями воздушного флота и здесь налицо, и цели достижения господства в воздухе и господства на море и здесь сходны при наличии, однако, той существенной разницы, что случаи возможности важных в военном отношении обстрелов с моря путей и населенных пунктов (вопрос о береговых укреплениях имеет особый характер) крайне редки по сравнению с возможностями, открываемыми бомбардировочным нападениям воздушного флота, объекты коих под землю, как пути и важные населенные пункты — от незащищенного берега в глубь страны, пока не удаляются, а также разницы в эффективности оружия.

    Авиалейтенант Макей в своем премированном золотой медалью Королевских Воздушных сил труде, некоторые главы коего были помещены на страницах данного журнала4 , считает, что все возможности осуществления воздушным флотом целей, подходящих под название конечных военных, находятся в зависимости «от достигнутого ранее господства в воздухе» и что «начальник, безразлично — морской, военный или авиационный» без достижения господства в воздухе подчиненными ему воздушными силами «будет поставлен в такие неблагоприятные условия, что его можно считать потерявшим операцию даже до ее начала». Цели эти, помимо выполнения воздушным флотом роли «вспомогательного средства морских или сухопутных операций, без которых последние не могут быть выполнены», являются выполнением воздушным флотом таких функций, как: нанесение ударов «промышленным ресурсам» и населенным центрам, нанесение ударов армии и флоту морскому и путям сообщения, а также вытекающее из возможности таких нападений моральное воздействие на войска и мирное, население неприятельской страны. Данные цели опять же являются аналогичными части конечных военных целей морской силы до морального воздействия включительно, о значении коего, как результата выполнения некоторых функций своих морской силой» так много говорят морские классики.

    Если признавать за воздушным флотом весьма большое значение, как могущим разносторонне обслужить армию и оказать ей существенную помощь активными боевыми действиями своими, получим определенную аналогию с значением морского флота, как могущим оказать «громадное содействие сухопутной армии, если она будет вести свою операцию вблизи берега»5 . Лишнее доказывать наличие аналогии между возможными видами обслуживания такой армии флотом морским и обслуживания армии флотом воздушным. Об этом наличии уже говорилось на страницах «Вестника Воздушного Флота», как и о реальной возможности достижения нужного господства в воздухе и о значении последнего в процессе работы воздушного флота с армией6 .

    Если утверждать, что общею целью морской силы, достижение коей гарантирует выполнение являющихся конечными целями решений задач ее, является овладеть морскими «путями», что необходимо и для использования их при оказании помощи армии, и для нападений на неприятельские берега, и для использования их для ввоза чего-либо необходимого стране или для вывоза, вообще сношений с другими странами и с колониями и т. п., то нельзя не признать, что и общей целью силы воздушной, достижение коей цели обусловливает выполнение являющихся конечными целями решений задач, на нее возлагаемых, является — овладеть «путями» же, но «воздушными», что необходимо и для пользования ими при оказании помощи армии и флоту морскому, и для нападений с воздуха на земные, надводные и подводные объекты, и для использования их для ввоза и вывоза, вообще сношений с другими странами и с колониями и т. п. Масштаб задач различных категорий и военная ценность выполнения их могут в отношении флота морского и флота воздушного быть различными, но принципиальной стороны дела это не меняет. Бесспорно, воздушные сообщения далеко не доросли еще до сообщений морских, но отрицать важность обеспечения их вооруженной силой в будущем — значит отрицать вообще важное значение за ними в будущем, с чем можно не согласиться. Что же касается важности обеспечения воздушных путей, при использовании их для узко-военных целей, — двух мнений быть не может. Можно быть разных мнений в вопросах оценки военного значения достижений той или другой из конечных военных целей воздушной силы (напр., нападений на административно-политические центры неприятельской страны), но нельзя отрицать того, что для осуществления каждой из этих целей необходимо владеть воздушным путем, «обладать .воздухом» в известном масштабе пространства и времени. В обстановке малой насыщенности авиацией воздуха, при необъятности воздушного пространства вообще, а в условиях ведения войны на больших площадях в особенности — господство в воздухе имеет, конечно, в общем гораздо более местный и временный характер, чем господство на море, но сходство происхождения и функционирования господства в воздухе и господства на море очевидны. Не признавать важности господства в воздухе такого, каким признает его германский полевой устав (§§ 77 и 79),. не учитывать необходимости всегда быть готовым к обеспечению достижением его своей воздушной разведки и т. п. видов деятельности авиации и воздухоплавания и к защите своих войск от воздушного врага, будучи под гипнозом отсталой воздушной обстановки гражданских войн наших, — равноценно пренебрежению к современным методам боевых действий, проявленному в свое время русскими руководящими военными кругами, не отделавшимися от затяжного гипноза войны 1877 — 78 гг. до горького опыта 1904 — 05 гг.

    Выше было сказано о том, каким путем достигается господство на коре и каков может быть образ действий более слабого. Сравнивая методы борьбы за господство на море с таковыми за господство в воздухе, сравнивая формы и приемы, приходится констатировать ряд существенных различий, но аналогия и здесь уместна.

    Есть много общего в формах и приемах, а в особенности в эволюции их, идентичны обобщения в виде основных принципов, о чем мной говорилось уже в упоминавшейся выше статье («Воздушный флот, как один из составных элементов вооруженной силы»).

    Бомбардировка морских судов с самолетов в Америке. Летящий самолет выпускает дымовую завесу

    Бомбардировка морских судов с самолетов в Америке. Летящий самолет выпускает дымовую завесу

    Значение господства на море выражается лучше всего тем положением, что задача борьбы за господство морем «является непосредственной задачей морской силы, операционной целью морских боевых стратегических операций»7 , по осуществлении коей лишь «морская сила может перейти уже к решению»… «военных целей». То же можно повторить и в отношения господства в воздухе. Лишнее, полагаю, подробно объяснять, что при местном и временном отсутствии, например, воздушного противника необходимость достижения операционной цели (получения господства в воздухе) перед достижением конечной военной цели (например, нападения на базы противника) отпадает, иначе говоря, эта операционная цель является так бы осуществленной самым отсутствием воздушного врага. Под «местным и временным» отсутствием, конечно, здесь следует разуметь отсутствие, достаточно условиями обстановки гарантирующее свободу действий воздушной силы в стремлении ее осуществить конечную военную цель. Изложенное указывает, что значение господства на море является аналогичным (но не тождественным) значению господства в воздухе; сущность этой аналогии выявляется тем, что цель операционная и цели конечные военные для операций силы морской аналогичны операционной и конечным целям силы воздушной. Признание главным практически назначением воздушной силы — помощь армии, решающей пока в большинстве случаев исход вооруженной борьбы народов, отнюдь не компрометирует, понятно, данного выше чисто принципиального вывода. Практический вывод – важность учета богатого материала в области стратегии военно-морской при разработке вопросов стратегии военно-воздушной. То же следует, в соответствии с высказанным выше относительно известной доли общности форм и приемов, эволюции их и т. п., установить и по отношению к тактике (главным образом, к тактике боевых действий в воздухе). Сравнительная оценка способов борьбы за господство в воздухе и за господство на море явно может дать много для установления наилучших способов первой из двух. Тактика воздушного флота может и должна почерпнуть многое из тактики морской, не забывая, конечно, о координировании вопросов прикладного характера с вопросами тактики сухопутной соответственно указанному выше главному «практически» современному назначению воздухфлота (особенно — слабого). Недостаток хорошо обработанного материала в области дисциплин военно-воздушных может быть во многих отношениях компенсируем богатством материала дисциплин, касающихся войны на суше и на море.

    Примечания:
    1. С. Каменев. «Очередные военные задачи». Изд. В. В. Р С. 1922 г., стр. 66. []
    2. В. Жерве «Основы военно-морской стратегии» из «Сборника лекций, читанных на курсах комиссаров флота». Изд. Курсов К. Ф. 1921 г.. стр. 283. []
    3. В. Балк «Развитие тактики в мировую войну». Перевод с немецкого. Воен. Изд. Петр. В. О. 1923 г. []
    4. См. №№ 2 и 3 «Вестника Воздушного Флота» за 1923 г. Макей «Значение воздушного флота в будущем в связи с задачами обороны государства». []
    5. А. Незнамов «Основы современной стратегии» Изд. Ак. Ген. Шт. Р. К. К. А. 1919 г., стр 139. []
    6. Н. Яцук «Воздушный флот, как один из составных элементов вооруженной силы» «Вестник  Воздушного Флота» № 2 — 1923 г. []
    7. В. Жерве «Основы военно-морской стратегии», стр. 297. []
    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *