" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    943 просмотров

    Инженерные войска в Отечественной войне 1812 г.

     

    В обширных материалах об Отечественной войне русского народа в 1812 г. сравнительно слабо освещен вопрос о деятельности инженерных частей. Этот пробел в известной степени восполняется публикуемым ниже материалом.

    В 1809 г. в России был открыт специальный Институт инженеров корпуса путей сообщения. Первый выпуск его состоялся в 1812 г; Одна группа выпускников по собственному желанию ушла в строевые части, а 12 человек отправились в распоряжение главнокомандующего армиями. Таким образом, уже в начале кампании 1812 г. к действующей армии были прикомандированы инженеры корпуса путей сообщения, деятельности которых придавалось большое значение.

    Инженерные войска получили еще большую роль, когда в командование всеми вооруженными силами России вступил фельдмаршал Кутузов. Как известно, сам Кутузов получил образование в инженерной школе, которую блестяще окончил в 1759 г, Кутузов прибыл в армию 18 августа. Поденный журнал инженера Ивашева, публикуемый нами, начинается 21 августа и заканчивается 24 ноября 1812 г. Таким образом, этот документ охватывает наиболее интересный этап Отечественной войны. Готовясь к решительному сражению, Кутузов понимал, какое значение в боях будут иметь инженерные части. Приказом от 23 августа он объединил эти части под общим командованием генерал-майора Ивашева. Приказ гласил: «Инженеру генерал-майору Ивашеву поручается командование над всеми чиновниками путей сообщения, здесь при армии находящимися, коему равномерно подчиняются и пионерные роты: вследствие чего — предписывается всем г.г. штаб и обер-офицерам звания сего — немедленно явиться к нему… Генерал-майору Ивашеву в тех местах, где нужны будут переходы, поделать мосты, и предпочтительно из фашин»1.

    С Бородинского сражения и до бегства Наполеона за р. Березину (этим кончается поденный журнал) инженерные войска дрались бок-о-бок с действующими частями армии и немало способствовали победе русских войск.

    На известном Военном совете в д. Филях было принято историческое решение оставить Москву без боя. Армии было отдано распоряжение отступить на Рязанскую дорогу, к д. Панки, и далее к Боровскому перевозу за р. Москву. Это был один из ответственнейших моментов войны 1812 г. Для переправы армии со всеми ее обозами и артиллерией, отягощенной большим числом беженских повозок, отряд инженера Ивашева построил на Боровском переезде два понтонных и два накидных моста. Для съезда с левого высокого берега были сделаны две рампы, а на правом берегу — три въезда.

    Оставя у Боровской переправы сильный отряд под командой Милорадовича, Кутузов предпринял фланговый марш. Продолжая свое движение на Калужскую дорогу, армия выступила в лагерь при Красной Пахре. Авангард Милорадовича днем позже передвинулся параллельно всей армии,  заняв 8 сентября позиции на р.  Десне.

    За это время в районе Подольска отрядами инженеров Корпуса путей сообщения для двух колонн армии было проложено заново 36 верст дорог, сделаны переправы через три глубокотекущих истока и р. Рожайку — всего восемь переправ. Далее к Краской Пахре проложено 18 верст дорог для обеих колонн, четыре переправы а два моста через р. Мбчу.

    В это время Дохтуров действовал на Можайском шоссе, нанося чувствительные удары неприятелю, истребляя следовавшие к нему транспорты.

    Кутузов, желая сблизиться с подкреплениями, которые следовали к армии от Брянска, Тулы и Орла, решил отступить на выбранную им выгодную позицию при Тарутине. За это время отрядами инженера Ивашева были разрушены семь мостов, ранее построенных на реке Пахре, исправлено в общей сложности 56 верст дорог, устроена переправа на двух построенных и девяти наплавных мостах через р. Мочу, а также построено два моста через р. Пару. На позиции при Тарутине инженерами Корпуса путей сообщения на правом берегу р. Нары построено: два редута и внутреннее сообщение на позиции, сильная засека на левом фланге и шесть мостов на р. Наре. Во время пребывания армии на этой укрепленной позиции многие из инженеров были откомандированы в авангард, в отряды Дорохова, Дохтурова и Платова.

    В ночь перед Тарутинским сражением было построено три накидных моста через р. Нару, ниже по течению ее в пяти верстах от правого фланга армии; а впереди скрытного марша войск были сделаны просеки и гати в непосредственной близости от неприятельских постов.

    В ночь с 10 на II октября Кутузов получил извещение, что вся армия Наполеона движется по новой Калужской дороге в направлении на Боровск и расположилась на ночлег при селении Быкасове, а вторая колонна следует от д. Мочи через Рыжово, Шоламово — также на Быкасово.

    Столь важные известия побудили фельдмаршала, не теряя времени, приступить к решительным мерам и стараться предупредить неприятеля при г. Малоярославце.

    В 5 часов утра Дохтуров приказал начать атаку под Малоярославцем. Кровопролитное сражение продолжалось весь день 12 октября. В течение дня город семь раз переходил из рук в руки.

    В это время инженер Ивашев получил следующее приказание: «По предполагаемым движениям армии должна быть исправлена дорога, ведущая от с. Леташеза к г. Малоярославцу. Вследствие чего его сиятельство приказать изволил, чтоб ваше превосходительство употребил бы все возможное старание об устранении вышеуказанной дороги, для предупреждения могущих встретиться остановок. Ваше превосходительство, старайтесь так распорядиться числом работников, чтоб оного было достаточно еще для двух или трех параллельных дорог».

    В приказе 11 сентября 1812 г. Кутузов указывает на значение подготовки дорог не только уже для главных сил, но и для авангардов и приказывает «составить команду из 600 конных ратников, которых удобно было бы обращать впереди армии для исправления дорог, без утомления людей», а приказом от 10 ноября к отряду инженера Ивашева Кутузов присоединяет еще и гвардейский экипаж.

    Журнал поденных работ заканчивается 24 ноября, хотя в своем рапорте на имя Деволанта (документ № 1) Ивашев пишет, что «работы продолжались до преследования неприятеля до р. Немана».

    Работа, проделанная отрядом Ивашева, получила высокую оценку бывшего при Кутузове в должности дежурного генерала ген. Коновницына (документ № 3).

    Публикуемые документы хранятся в Центральном Государственном архиве народного хозяйства в Ленинграде (ЦГАНХ).

    В. Кабанов.

    Документ № 1.

    Его высокопревосходительству господину инженер генералу-управляющему в должности Главного Директора корпусов Инженеров путей сообщения и кавалеру Францу Павловичу Деволанту.

    Генерал Майора Ивашева

    РАПОРТ

    Исполняя с благоговением высочайшую волю, повелением вашего высокопревосходительства от 5-го сентября за № 2741 — мне объявленную, долгом поставляю довести до сведения и благорассмотрения вашего высокопревосходительства употребление и действия отдельных от корпуса путей сообщения двух военных бригад, которыми я имел честь командовать со времени принятия начальства над армиями господином генералом фельдмаршалом князем Кутузовым-Смоленским при Цареве Займище до самого изгнания неприятеля за границы нашего отечества.

    Я смею надеяться, что подносимый при сем краткий журнал, произведенным в сию 1812 г. кампанию многочисленным и многотрудным работам, столь щастьливс споспешествовавшим всем быстрым и большею частию внезапным движениям армии, послужит убеждением о пользе и необходимости иметь при действующих войсках сию часть службы, но по внутренности ея более на тот предмет образованную.

    Щастливая ретирада, приводившая в удивление самого неприятеля, покрывающая вечною славою храбрость Арьергардов и искусство их предводителей, по соразмерности, существенным образом зависела от изготовления с неимоверною скоростью дорог и всех переправ для действий войск, всюду, где только они нужными представлялись. Сему убеждению вящим доказательством послужат обязанности на ответственности Инженеров Корпуса путей сообщения, лежавшие, изложенные в следующих  пунктах:

    1-е) Скорое и прочное устроение дорог и переправ для трех колонн параллельно отступавших, для многочисленной их артиллерии, запасных парков, всех тягостей армии и для спасавшихся по тем же дорогам Смоленских и потом Московских жителей.

    2-е) Истребление тех же переправ по проходе Арьергардов (что иногда случалось производить под жестоким огнем неприятеля).

    3-е) Обработание, на каждой позиции армиею, занимаемой все внутренние сообщения и вне оной встречавшиеся неудобства.

    4-е) Построение при каждой новой позиции через речки и водоройны от 6-ти до 12-ти мостов.

    5-е) Истребление их по переходе войск.

    6-е) Порядок хода войск через переправы.

    7-е) Поручаемо было им частию устроение укреплений на самых позициях и обширных при них засек.

    В дополнение сих доказательств я обязанностью щитаю поставить в известность следующее:

    а) По удачном совершении флангового марша армии на Калужскую дорогу, предводителя войск, последствиями своими прославившаго, Инженеры корпуса путей сообщения удостоены были изустной его признательности за споспешествование в скором переходе войск через реки Москву, Рожайку и Мочу.

    б) В официальной ко мне бумаге г. генерал-адъютант Коновницын, бывший во все то время дежурным генералом всех армий — свидетельствует, что в полной удаче поражения неприятеля при Тарутине, обязаны частию быстрому и вместе осторожному производству переправ через реку Нару и через болоты в ближайшем лесу, у самого левого фланга неприятеля находившемся…

    15-е сентября 1814 г. Генерал майор Ивашев2.

    <…>

    Документ № 3

    Копия с свидетельства г. Генерала-адъютанта Коновницына, бывшего во всю кампанию 1812 года дежурным генералом всей армии.

    Долгом моим ставлю свидетельствовать о г. генерал-майоре и кавалере Ивашеве, которой в кампанию 1812-го года, командуя обеими бригадами военного отделения Корпуса Инженеров путей сообщения, 4 пионерными и 2 понтонными ротами, — в продолжении отступления армии от Колоцкого монастыря до Тарутина и потом в преследовании неприятеля до рубежей России, армия обязана была во многих случаях неусыпным его стараниям в постройке разных для ее переправ и проложения дорог по местам крайне трудным, так что ни малейшей нигде остановки не было, за что от покойного фельдмаршала неоднократно получал изустную благодарность. На всех позициях проходных и на тех, где армия располагалась в боевой порядок, на ответственности сей части службы лежало поспешнейшее устройство всех съездов и переправ по неровным рытвинам и буграм и сооружение многочисленных мостов по рекам, которые по проходе арьергардов тотчас должны были быть уничтожены, нередко под огнем неприятеля. На некоторых позициях г. генерал майору Ивашеву поручаемо было устроение некоторых укреплений и засек. Для атаки неприятеля при Тарутине сооружены были им мосты через реку Нару и переправы по болотистым местам в самом близком отстоянии от левого крыла неприятеля, так скрытно и поспешно, что удаче важному сему делу много способствовало…

    В чем и свидетельствую.

    Сентября 7 дня 1813 года.

    На подлинном подписано: Генерал адьютант Коновницын ((ЦГАНХ, ф.Гл. Управления путей сообщения и публичных зданий. 1814г., д. 301, 5 — 14))

    С подлинньм верно: Генерал (подпись)

     

    Примечания:
    1. ЦВКА, Ф. ВУА, отд. 2-е, д. № 1892, лл. 7 — 8. []
    2. ЦГАНХ, ф. Гл. Управления путей сообщения и публичных зданий, 1814 г., д. № 301, л. 4. []
    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *