" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    550 просмотров

    Кино и советская общественность (Об Обществе Друзей Советского Кино)

    Положение, выдвинутое еще в первые годы революции, что советская кинематография может развиваться только при условии участия в ее строительстве широких организованных масс, остается неизменным и в настоящее время.

    Весь вопрос теперь сводится к тому, можно ли вообще говорить в данное время о широком вовлечении масс в строительство советского кино и если можно, то как лучше к разрешению этой задачи подойти.

    Ответ на этот вопрос мы, частично, можем найти в небольшом опыте «Общества строителей пролетарского кино» (ОСПК). Созданное года полтора тому назад по инициативе «Акц. О-ва Пролеткино», при некоторой поддержке профессиональных и комсомольских организаций, это общество получило, одно время, довольно широкое распространение. Наибольшим успехом общество пользовалось в провинции. Без всяких усилий и специальных агиткампаний, некоторые местные отделения ОСПК через короткий срок стали объединять в своих организациях уже не одну тысячу рабочих (Саратов, Самара). Рабочие охотно шли в ячейки ОСПК, т. к. в них они находили некоторую духовную пищу и, главное, хоть какую-нибудь работу, чего нет в ячейках целого ряда других обществ (Доброхим, ОДВФ и др.)? Ячейки ОСПК, несмотря на целый ряд недостатков в работе ОСПК в целом, проявляли огромную самодеятельность. Они организовывали суды над просмотренными картинами, ставили доклады о задачах кино, выделяли специальных кинокорреспондентов и даже местами завели регулярно выходящие киногазетки.

    Судя по докладам и корреспонденциям с мест, интерес к кино среди рабочих все время возрастает. Этот интерес еще более подогревается вновь выходящими советскими фильмами, изображающими близкое и понятное рабочим, часто, как говорят, «хватающее за нутро». Движение масс по направлению к кино стихийно идет снизу и нужно, по-видимому, совсем не так много усилий, чтоб это движение влить в организационное русло и использовать его с максимальной выгодой для советской кинематографии.

    «Общество строителей пролетарского кино охватить этого движения и дать ему правильное направление не могло. ОСПК, поставившее себе задачей организацию вокруг пролетарского кино рабочих всего мира, подошло к своему делу весьма по коммерчески и узко. ОСПК рассматривало себя, как придаток к Акц. О-ву Пролеткино и втянутых в общество рабочих считало участниками Пролеткино, которые должны оказывать ему моральную и материальную помощь. ОСПК считало также возможным для своих низовых ячеек эксплоатацию киноустановок, картин, устройство ателье, лабораторий и прочую производственно-коммерческую деятельность. Таким образом, организация ОСПК страдала следующими основными недостатками:

    1) объединяя и призывая рабочих к оказанию материальной и моральной помощи Акц. О-ву Пролеткино, совершенно обходило другие, более солидные, советские киноорганизации (Госкино, Севзапкино и др.),

    2) направляло деятельность своих ячеек на создание своих производственных и коммерческих кинопредприятий, тем самым развивая излишнюю кустарщину и отвлекая ячейки общества от непосредственных задач содействия советскому кино во всех его проявлениях.

    В настоящее время ОСПК постановило прекратить свое обособленное существование. Вместо ОСПК создается новое добровольное общество содействия советскому кино, которое уже не применяется, как ОСПК, к какому-нибудь одному кинопредприятию, а желает в одинаковой мере помогать всем в их работе. Это общество носит название: «Общества друзей советского кино». Подготовительная организационная работа по созданию общества уже проделана. С ОСПК достигнуто соглашение, по которому оно вливается во вновь созданное общество, принимая полностью его устав. Низовые ячейки ОСПК организационно сохраняются, однако, изменяя характер своей работы, и связываясь с центром по другой линии.

    Какие же задачи ставит это новое «Общество друзей советского кино»? — В проекте устава в разделе «цели и задачи общества» мы находим следующее: а) борьба с буржуазной и мещанской идеологией в кино; б) содействие производству и распространению идеологически выдержанных картин; в) содействие созданию научного и детского кино; г) продвижение кино в деревню и проведение мер к доступности кино; и т. д.

    Опорными пунктами своей работы общество предполагает сделать свои ячейки, которые: а) организуют суды над вновь выпущенными картинами; б) помогают работе местного кинематографа; в) содействуют организации новых киноустановок и кинопередвижек; г) популяризируют кинематограф среди рабочих и крестьянки т. д. Организационное построение общества мало чем отличается от организации ОСПК.

    Сравнивая уставы ОСПК и нового «Общества Друзей Советского Кино» (ОДСК), находишь в них очень много общего, и только при более внимательном рассмотрении можно видеть, какая глубокая и принципиальная разница их разделяет. У ОСПК основным в работе была помощь Акц. О-ву Пролеткино, у ОДСК — помощь и содействие всей советской кинематографии; у ОСПК ячейки могли заниматься своей производственно-коммерческой деятельностью, у ОДСК — ячейки своего производства и коммерции н е заводят, а лишь содействуют производственной работе советских киноорганизаций.

    Путь организации широкой общественности вокруг советского кино, по-видимому, найден. Партийные и профессиональные организации должны двинуть это дело в массы и вместе с ними помочь партии и советской республике максимально использовать кино, как одно из сильнейших орудий коммунистической пропаганды и просвещения.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *