" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    246 просмотров

    Краткий исторический очерк создания и боевой деятельности Красного воздухоплавания. Часть 1

    Введение.

    Мировая война 1914 — 18 гг. точно так же, как и наши гражданские войны, блестяще доказали большое значение привязных аэростатов при умелом использовании их, как удобных воздушных вышек для длительного и регулярного наблюдения за противником, для корректирования стрельбы артиллерии, для подавания всевозможных сигналов, отыскивания мин и подводных лодок и т. п.

    Привязной аэростат, этот «высокий глаз», стал неотъемлемой частью различных родов войск, при отсутствии которого последние «слепли», если в их распоряжении под рукой не оказывалось другого воздушного наблюдателя-самолета.

    Огромное увеличение воздухчастей в армиях всех стран является лучшим доказательством полезности и необходимости привязных аэростатов на полях современных сражений, даже при наличии большого количества самолетов.

    Столь крупное использование воздухоплавания, каковое мы имеем в последних войнах, появилось впервые; оно дает нам большой материал, который необходимо систематически разработать и изучить для получения соответствующих выводов, т. к. только таким путем в будущей работе можно будет избежать ошибок и неудач. Надо хоть чему-нибудь научиться на тех тяжелых уроках, которые фронтовым работникам воздухоплавания постоянно приходится испытывать на собственной шкуре.

    К сожалению, наши «фронты» или «места», впитавшие в себя весь богатейший материал опыта работы, не собираются, повидимому, обрабатывать его или делиться им с кем-либо и думают, что данная работа должна вестись лишь в «центре».

    А последний, заваленный всевозможными «боевыми», «срочными» и т. п. заданиями, часто абсолютно лишен фактической возможности выполнить это нужное дело.

    И дело стоит, и получается то, что мы очень дорогою ценою жертв и потерь учимся много, долго и упорно, но научиться ничему основательно не можем и зачастую плетемся в хвосте там, где мы по праву можем занимать первое место.

    Почти весь громадный опыт мировой войны для нас, русских воздухоплавателей, пропал бесследно, т. к. кроме нескольких заметок, да из устных преданий, нам в наследство от него ничего не осталось, а все ценнейшие для обработки материалы или утеряны, или же благополучно перекочевали в архивы и мирно дремлют на пыльных полках, ожидая своей очереди, когда ими займутся голодные мыши.

    То же самое может случиться с опытом боевой работы воздухчастей за время гражданских войн 1918 — 20 гг., если сейчас же не заняться систематизацией всего имеющегося материала и его детальной разработкой.

    Задача настоящей статьи — использование хотя бы тех материалов, которые удалось путем кропотливой работы собрать из различного «сырья» в виде отчетов, донесений и т. п., чтобы на основании их осветить некоторые наиболее важные вопросы работы красных воздухоплавателей.

    Создание и рост первых воздухчастей в РСФСР.

    «Большевики разрушили Россию, разрушили промышленность, разрушили армию» — вот те клеветнические выпады, которые раньше так часто слышались в «беспартийной» обывательской массе.

    Близорукие свидетели мировых событий не могли их вполне охватить в целом, не могли уяснить себе самой их сущности, которая выявилась для них достаточно наглядно лишь теперь.

    Не будем говорить здесь о всех завоеваниях Октября, но попробуем вкратце отметить влияние великого переворота на скромную область воздухоплавания.

    В первые дни после Октября, когда стихийная самодемобилизация старой армии мгновенно разорвала фронт, разрушила до основ царскую армию, многим работникам Воздушного флота, не видевшим за падающими обломками старого мира яркого молодняка новой жизни, казалось, что и дорогое их сердцу воздухоплавание гибнет, и гибнет окончательно.

    И лишь небольшая группа преданных своему делу воздухоплавателей понимала, что мир не терпит пустоты и что раз воздухоплавание нужно каждому государству, то оно будет и у нас.

    И они оказались правы. Могучий творец новой жизни — пролетариат — и все живые силы страны, когда наступило время не только разрушать, но и создавать на обломках старого мира начала новой жизни, обратили внимание и на воздухоплавание.

    Кадры наиболее деятельных и желавших работать воздухоплавателей старой армии, подкрепленные свежими силами из пролетарской среды, быстро наладили работу и в конце своих дружных усилий создали мощное красное воздухоплавание.

    Если бы не блокада, лишавшая нас всего необходимого, то наше воздухоплавание могло бы достичь более полного расцвета, и тогда оно безусловно заняло бы одно из первых мест в мире.

    К началу демобилизации 1918 г. на старых фронтах мы имели весьма развитую организацию привязного воздухоплавания (действующих управляемых аэростатов у нас к этому времени уже не было).

    Воздушные отряды Красной Армии в 1918-1920 годах

    В старой армии ко времени развала старого фронта было:

    4 управления инспекторов воздухоплавания фронтов; 14 воздухоплавательных дивизионов; 28 армейских воздухоплавательных отрядов; 59 корпусных воздухоплавательных отрядов;

    2 воздухоплавательн. крепостных роты (Ревельская и Свеаборгская);

    4 фронтовых воздухоплавательных парка.

    Оснащение воздушных отрядов Красной АрмииПри той беспорядочности хода «самодемобилизации» воздухоплавательных частей старой армии, которая происходила при отходе войск с фронта, о какой-либо плановой работе по воссозданию воздухоплавания говорить не приходилось.

    Т. п. были переименованы в номерные воздухотряды и включены в общий план формирований.

    После многочисленных изменений, в ноябре 1918 г. был окончательно разработан и утвержден план создания 27 воздухотрядов (16 для формирований в округах и 11 для фронтовых стрелковых дивизий) и 5 воздухдивизионов.

    В виду ограниченности запасов имущества было приказано формировать воздухотряды с одной наблюдательной станцией.

    Все ранее сформированные двухстанционные отряды переформировывались каждый в два самостоятельных отряда с одной наблюдательной станцией.

    Проведение в жизнь этого плана потребовало продолжительного времени, т. к. отсутствие, главным образом, достаточного количества высококвалифицированных и политически благонадежных спецов сильно тормозило его осуществление.

    Однако, народившиеся фронты беспрерывно требовали себе воздухоплавателей, и под влиянием этих настойчивых требований работа кипела.

    Уже к 1 января 1919 года имелась следующая картина осуществления намеченного плана:

    Состав и дислокация воздушных отрядов Красной Армии

    Из этой таблички ясно видна та колоссальная работа, которая была проделана Красным Воздушным Флотом, чтобы поскорее создать нужное количество боеспособных воздухотрядов и бросить их на фронт для обслуживания Красной армии.

    В прилагаемом графическом изображении наличия воздухотрядов дана общая картина количества и состояния воздухоплавательных частей на фронтах за 1918 — 1919 и 1920 гг.

    Из графика на стр. 21 мы ясно видим, как кривая числа боеспособных воздухотрядов медленно, но верно ползет вверх и примерно со второй половины 1918 года почти достигает нормы.

    Общее же число отрядов постепенно увеличивается и при этом своем росте оно переходит свои предельные естественные границы и в силу недостатка материальных запасов и нехватки личного состава с начала 20 года происходит постепенное сжимание воздухоплавательных частей до своих нормальных для современного положения размеров (24 отряда на фронте и 1 отряд в тылу — всего 25 воздухотрядов 5 дивизионов).

    На этом уровне количество воздухотрядов и оставалось неизменно до конца героической борьбы на всех фронтах.

    Небоеспособность некоторых отрядов объясняется в последний период, главным образом, потерями на фронте, внезапными налетами противника и т. п. обстоятельствами военного времени.

    В заключение необходимо отметить еще два обстоятельства характерные для организации красного воздухоплавания, которые и обеспечили ему возможность выявить свои положительные качества.

    Первое, это — умелое облегчение передовой боевой линии — одностанционные подвижные воздухотряды, и передача функций по добыванию водорода специальным газовым колоннам, которые выдвигались непосредственно из передовых баз воздухдивизионов.

    Второе, и, пожалуй, самое главное, это — большая самостоятельность воздухоплавания в составе воздушных флотов армий и фронтов, где имелись специальные помощники начальника возд. флота по воздухоплаванию, ведавшие всеми воздухоплавательными вопросами.

    Таким образом, красное воздухоплавание имело стройную схему, изображенную на прилагаемом чертеже (см. графическую схему 1).

    Благодаря этой стройности, законченности организационных форм и достаточной самостоятельности, красные воздухоплаватели и смогли развить ту работу, о которой будет сказано далее.

    (Продолжение в следующем номере).

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *