" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    464 просмотров

    Мортира-уникум

    Летом 1938 г. в собраниях Калининского областного музея был обнаружен образец древней мортиры, представляющий исключительный интерес. Это кованое, железное орудие очень примитивной конструкции и отделки датируется XV столетием. Мортира поступила в Калининский музей (бывш. Тверской) из г. Ржева в 1888 г., от тамошних купцов братьев Лавыревых, в доме которых она находилась с давних времен.

    Калининская мортира представляет собой заряжавшееся с дула орудие, состоящее из двух частей (колен) неправильной, цилиндрической формы, соединенных вместе: дульной части большого калибра и казенной части, меньшего диаметра. Наружная длина мортиры составляет, 46,2 см, длина дульной части — 18,6 см, длина камеры (внутри) — 24,4 см, толщина дна камеры — 2,2 см. Калибр мортиры у устья колеблется между 12,2 — 12,7 см, а наружный диаметр дула между 17,1 — 17,6 см и, следовательно, толщина стенок дульной части в среднем равна 2,5 см.

    Древние артиллерийские орудия, как указывает Ф. Энгельс, делались «из полос кованого железа, сваренных вместе в длину и скрепленных с помощью набитых на них тяжелых железных обручей»1. Мортира Калининского музея, по-видимому, тоже выкована из полосового железа (из двух отдельных целых полос-досок). Но ковалась она не сразу как одно целое, а по частям. Казенная часть была откована раньше дульной и потом вставлена во вторую еще в горячем состоянии. После этого она уже отковывалась как одно целое. Для большей прочности к мортире в горячем состоянии были приварены два кольца или обруча — одно у края дульной части шириной 4,3 см, другое в казенной части шириной 6,7 см. Кроме того, в казенной части имеется отверстие для запала, находящееся на расстоянии ширины обруча от дна камеры. В казенной части мортира заканчивается рукоятью в виде легли длиною 4,7 см из железной полосы шириной 1,1 см и толщиной 0,6 см. Видимо, это кольцо служило для поворотов орудия.

    Места соединения железных полос удалось легко обнаружить с внутренней стороны мортиры. При этом оказалось, что линия шва дульной части не составляет, продолжения шва в казенной части. Швы настолько хорошо пригнаны, что с поверхности мортиры обнаруживаются плохо. Судя по прочности стенок и по количеству пороха, вмещающегося в камере мортиры, надо думать, что она, как и все подобные ей орудия, была рассчитана на легкие снаряды, — каменные ядра. Никакого станка, на котором укреплялось орудие, не сохранилось. Вся поверхность орудия неправильной, несимметричной формы и очень примитивной конструкции и отделки. Возможно, это объясняется поспешностью, с которой изготовлялось орудие.

    До сих пор никаких данных о мортире Калининского музея не было опубликовано. В литературе на русском языке описаний подобных орудий также не имеется. Нет аналогичных орудий и в собраниях Артиллерийского исторического музея РККА. Никаких украшений или надписей мортира на себе не имеет, и, следовательно, датировать ее можно только методом сравнения с другими, близкими ей по технике выделки орудиями.

    Этот метод, впервые примененный доктором Келлером и изложенный доктором Карлом Якобсом2, состоит в том, что основным критерием для датирования древних огнестрельных орудий принимается отношение длины камеры к калибру орудия. Чем древнее орудие, тем меньше должно быть число, выражающее это отношение, или чем древнее орудие, тем камера его короче, так как увеличение порции порохового заряда шло параллельно с увеличением прочности стенок камеры.

    Доктор Якобе применил этот метод для датирования известной амстердамской бомбарды (мортиры), сравнивая ее с подобными ей итальянскими образцами XIV столетия. Исходя из того, что у итальянских бомбард (мортир) XIV столетия отношение длины камер к диаметру ствола равняется 1/2 калибрам, а у амстердамской мортиры оно выражается числом меньше единицы, Якобе считает свою амстердамскую мортиру древнее-итальянских.

    Поскольку в литературе на русском языке нам не встретилось сколько-нибудь близкой аналогии для калининской мортиры, нам пришлось отыскать подобные ей образцы в западноевропейской литературе и выяснить, какое место занимает она среди известных до сих пор древних кованых железных орудий.

    В германских литературных источниках удалось найти пять образцов древних огнестрельных орудий, так называемых «Steinblichse». Это позволило составить ряд из числа известных до сих пор орудий, тем самым определив среди них место нашей мортиры и датировать ее. Сюда не включаются орудия из меди и бронзы в силу иного сопротивления их материала.

    Этот ряд представляется в следующем виде:

    1) амстердамская мортира Якобса — Келлера, кованая, железная, XIV столетия с отношением длины камеры к калибру равным 0,84;

    2) первая итальянская мортира Келлера — Якобса, XIV столетия, соотношением 1 1/2 калибра;

    3) вторая итальянская мортира Келлера — Якобса, XIV столетия, с отношением 1 1/2 калибра;

    4) калининская (тверская) мортира, кованая, железная, XV столетия, с отношением 2 калибра;

    5) «Steinbtichse im German Museum»3, чугунное орудие 1 400 — 1 420 гг., с отношением 1,33 калибра и второй экземпляр — 1,4 калибра.

    Изучение данных этого ряда дает возможность установить, что калининская мортира действительно является орудием XV столетия (ее камера длиннее, чем у остальных орудий ряда) и занимает четвертое место среди древних кованых железных орудий, известных до сих пор в Западной Европе. Таким образом, это орудие является единственным (уникальным) в СССР.

    Мортира, хранящаяся в нашем музее, была найдена в г. Ржеве и, возможно, что она принадлежала нападающей стороне (тверичам). Вероятно она была выкована в Тверском великом княжестве каким-нибудь местным ковачом для осады г. Ржева под водительством тверского великого князя Бориса Александровича около середины XV столетия. Как известно, в это время г. Ржев представлял собой хорошо вооруженную, почти неприступную крепость. Тверскому князю пришлось приложить немало труда, чтобы взять этот город. Мортира могла быть выкована в 1446 — 1447 гг. Как известно, Тверь еще в начале XV столетия, при тверском великом князе Иване Михайловиче, стояла не на последнем месте в области артиллерийского дела. Так, в 1408 г. Эдигей, идя к Москве, посылал в Тверь за недостающими ему для взятия Москвы огнестрельными орудиями4. В княжение тверского великого князя Бориса Александровича (1425 — 1461 гг.) Тверь достигла еще более высокого уровня как в культурном и техническом, так и особенно в военном отношении. В распоряжении тверского князя тогда был такой замечательный мастер артиллерийского дела, как Микула Кречетников. О том, что он был действительно выдающимся мастером-артиллеристом своего времени, свидетельствует следующее место из похвального слова инока Фомы: «Князь же великий Борис послал к нему (к Василию Темному. — М. П.) своего сына боярского и с ним пушечника с пушками именем Микулу Кречетникова. Таков беяше той мастер, яко и среди немец не обрести такова»5.

    О высоком уровне кузнечно-литейного ремесла в Твери в XV — XVII столетиях говорят и археологические находки на территории бывшего тверского кремля и его посадов, а также письменные источники и устные предания. Все это подтверждает наш вывод, что описываемая мортира была произведена местным мастером в середине XV столетия.

    Примечания:
    1. Энгельс, Избранные военные произведения. Госвоениздат, М., 1936 г., т. I, стр. 257. []
    2. Jacobs, «Das Aufkommen der Feuerwaffen am Niederrheine bis zum Jahr 1400», стр. 68 — 72 []
    3. «Quellen zur Geschichte der Feuerwaflen» Herausgegeben vom germanischen Museum. Leipzig, 1872. []
    4. В. С. Борзаковский. История Тверского княжества, СПБ, 1876, стр. 188. []
    5. М. В. Рубцов. О вновь открытом памятнике Тверской письменности XV века. Тверь, 1911 г., стр. 94 — 122. []
    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *