" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    360 просмотров

    Некоторые вопросы базирования гидроавиации

    Гидроавиация в современном своем состоянии, обнимая собою группы самолетов, приспособленных для производства взлета и посадок на воду, нуждается в специальном оборудовании на побережье.

    Служба гидроавиации, организованной на побережье, составляет вид гидроавиации береговой. Другой вид службы гидроавиации связан с использованием гидросамолетами (и другими специально приспособленными самолетами) для обслуживания своей работы кораблей, которые или представляют собой специально оборудованные и соответственно сконструированные суда, называемые авиаматками, или оказываются кораблями определенных классов, в зависимости от их тактического назначения, вооруженными летными средствами, как своим дополнительным оружием; в этом последнем случае гидроавиация называется корабельной. Служба авиации корабельной должна рассматриваться, главным образом, как применение самолетов в качестве вспомогательных боевых средств флота в его оперативных действиях.

    При береговом базировании гидроавиации мыслится, что последняя должна иметь большую самостоятельность в своей боевой деятельности; однако, настоящее положение оказывается верным только для гидросамолетов в их современном развитии. По мере улучшения типа гидросамолета, с увеличением радиуса действия его и осуществлением в наибольшей степени качества мореходности — эта особенность береговой авиации сглаживается. Авиаматка, по силе своего вооружения, не приспособленная к самостоятельным боевым операциям без поддержки сил флота, может действовать только соединенно с силами флота и от них зависит. Участвуя вместе с флотом в его отдельных походах и стоянках, выполняя общие для отдельных эскадр эволюции и, наконец, производя маневрирования, необходимые для успешности выполняемых кораблями задач — авиаматка всегда находится в тесной связи с судами флота, которые в общем ее охраняют так же, как охраняют любой транспорт, необходимый флоту для операций в открытом море. Понятно, что и все действия самолетов с палубы авиаматки или гидросамолета от ее борта будут направлены к достижению задач, поставленных авиации Морским Командованием и необходимых для морских целей флота. Самый характер действий флота, отличающихся большой подвижностью и частыми переменами местоположения эскадр в море, не позволит авиации широко развернуть выполнение самостоятельных задач для осуществления воздушных целей войны. В ином положении находится гидроавиация береговая, ей чаще и шире приходится встречаться с необходимостью строго самостоятельных действий.

    Связана ли гидроавиация своей работой с морем, озером или океаном, все же для питания постоянными запасами, для снаряжения и ремонта самолеты ее должны не только возвращаться и приставать к берегу, но и вытаскиваться на берег. Дело в том, что они все еще недостаточно совершенны как в чисто конструктивно – техническом, так и в мореходном смысле, и поэтому вынуждены иногда вести сухопутный «образ жизни».

    Если рассмотреть те требования, которые с первых дней, рождения гидросамолетов к ним предъявлялись и которые ставились на всех гидроавиационных конкурсах и так-называемых «митингах» до войны и сейчас (Монако 1912 г., Гейленгендамм 1913 г., Неаполь 1922 г.), мы увидим, что требованиям мореходности отводилось почти одинаковое значение с требованиями обще-летного характера в гидросамолете.

    Для точного уяснения разбираемого вопроса следует подчеркнуть, что в понятие мореходности входит представление о способности плавающего тела не только как-нибудь передвигаться на воде вообще, но передвигаться легко и удобно и в различных условиях состояния погоды и моря. Так должны мы понимать качество мореходности. Заботою первых конструкторов гидросамолетов являлось почти исключительно соблюдение пловучести конструируемой системы гидроавиации и самой элементарной водонепроницаемости. С тех пор в гидроавиации сделаны большие достижения и эти достижения направлены были, прежде всего, к выявлению способности гидросамолета быть и мореходным судном. Уже теперь можно указать примеры, когда гидросамолет показывал свойства обыкновенного корабля. При перелете через Атлантический океан гидросамолет N. С. 3. (Наваль-Кертисс), потеряв курс, сел на воду и не смог оторваться благодаря сильной воде. По воде этот гидросамолет дошел до Азор, пробыв на волнах 51 час. В практике русской гидроавиации мы также найдем много примеров, когда наши летчики на гидросамолетах, вследствие различных поломок моторов, вынуждены были садиться на воду, при чем в этих случаях гидросамолеты показывали достаточную пловучесть. Однако, хотя гидросамолеты иногда подолгу находились на волнах и передвигались по ним, все. же вполне мореходными пока их назвать нельзя. В этом отношении перед конструкторами гидроавиции еще широкое поле деятельности. Кстати упомянем, что большое значение для оправдания наибольшей мореходности гидросамолета будет иметь осуществление в конструкциях гидроавиации принципа всеметалличности, ибо тогда гидросамолеты смогут весь срок своей жизни пребывать на воде.

    Как результат достижений, как этап в развитии мореходности гидросамолета, интересно указать, что к концу империалистической войны на Западе возник термин «гидросамолета открытого моря», а в настоящее время отряды гидросамолетов этого типа уже входят в обиход. К гидросамолетам подобного типа относятся французские «Латам» (имеющие 4 мотора Сальмсон по 250 HP., рассчитанные на 4 человек пассажиров, 8 часов полета, при общем весе систеты в 7.200 килограмм., с размахом крыльев в 32 метра и длиною гидросамолета в 18,2 метра). Хорошим примером гидросамолета открытого моря может являться недавно выпущенный квадриплан «Бессон» (снабженный 4 моторами Сальмсон по 270 сил). Как упомянутые типы гидросамолетов, так и другие гидросамолеты открытого моря по своей системе оказываются большей частью летающими лодками.

    Вследствие относительно малого радиуса действия этих гидросамолетов открытого моря, неспособности к удовлетворяющему нас долговременному пребыванию в воздухе, и эти гидросамолеты не отвечают своему назначению, ибо война на море и над морем связана с продолжительными операциями вдали от баз.

    Проблема службы гидросамолета в открытом море является буквально проклятой проблемой гидроавиации, разрешение которой мучит работников ее и заставляет во много раз сокращать использование гидросамолетов, как в качестве самостоятельного средства, в морском воздушном бою, независимом от действий морской силы, так и в» качестве вспомогательного средства в бою чисто морском и даже в условиях мирного применения.

    Правда, за 13 лет существования гидроавиации мы значительно приблизились к освобождению гидросамолета от береговой «зависимости» (назовем так разрешение упомянутой нами проблемы), но все же гидросамолеты продолжают нуждаться в береговых базах. До тех пор, пока гидросамолеты не будут вполне обладать качеством мореходности (когда для них, возможно, понадобятся свои особые гавани, эллинги и доки), до тех пор нельзя будет еще говорить о гидросамолете, как о вполне независимом самостоятельном боевом средстве. Это верно потому уже, что гидросамолет, не обладающий мореходностью, не может не стеснить морского летчика при выполнении им боевых заданий. Психологически понятно, почему на немореходном гидросамолете инстинктивно почувствуется, что летчик «жмется», как говорят, к берегу или «жмется» к кораблю, чтобы не стать «игрушкой морских волн». Естественно, что летчик не в полной мере в этом случае проводит свою работу и сокращает район своего действия.

    В наши дни несовершенных гидросамолетов, когда они все еще не удовлетворяют всем требованиям по операциям открытого моря, разрешение вопросов, связанных о базированием гидроавиации, рассматривая условия расположения гидросамолетов по береговым полосам, основываясь при этом и на удобствах выхода в море для связи и работы с флотом, допускает судить о большей или меньшей степени тактического использования гидроавиации. Береговая зависимость много тормозит упомянутое использование, почему гидроавиация сейчас далеко еще не может выполнять всех заданий флота.

    Необходимость сотрудничества гидросамолетов и кораблей (будь это суда открытого моря или речной флотилии) является основанием при выборе главных, операционных и маневренных баз гидроавиации. По мере развития гидросамолетов, с расширением района их действий будут изменяться и способы базирования гидроавиации, когда откроются более широкие возможности тактического применения гидросамолетов.

    Главная база флота, расположенная обычно в районе вод, находящихся в безусловном обладании нашего флота, наиболее защищенная и укрытая от набегов неприятельских судов, обычно служит сейчас и главной базой гидроавиации. Употребляя современную воздушную терминологию и применяя морские понятия, это будет аэропорт – арсенал. В нем должно быть сосредоточено снабжение боевых частей гидроавиации всем необходимым, личным составом, гидросамолетами, топливом, боевыми припасами, снаряжением материальной части и т. п.

    Для защиты главной базы должны быть сосредоточены значительные боевые и воздушные силы, ибо воздушный противник будет стремиться прежде всего к осуществлению возможности бомбардировки именно этих баз, как наиболее развитых снабженческих центров гидроавиации. Угроза такой опасности дает основание к тому, чтобы аэропорт-арсенал находился на возможно большем расстоянии от главного боевого расположения неприятельских воздушных сил. Необходимо, чтобы по пути движения самолетов противника, при налетах его на нашу главную базу, действовали заслоны наших истребительных эскадрилий, роль которых станет особенно велика, если будут смяты воздушные силы наших операционных и маневренных баз. Главная база должна быть укрыта за зонами воздушных заграждений.

    Увеличение скорости современных самолетов и свобода выбора ими любых направлений, связанные со всеми особенностями борьбы за обладание воздухом, заставляют обратить особое внимание на расширение нами обычных представлений об операционной и маневренной базах, когда эти базы применяются и для расположения частей гидроавиации. Расположение при базах морского флота служб, организаций и баз гидроавиации должно служить уже само по себе приманкой для налетов воздушных сил неприятеля1. Несомненно, что в первые же периоды борьбы неприятельские воздушные силы устремятся уничтожить те боевые средства, которые будут мешать развитию и проведению операций в воздухе. Поэтому не всегда возможно и желательно совпадение в назначении баз — служить местом расположения для сил морского флота и для сил гидроавиации. Части гидроавиации правильнее располагать при базах морского флота только исключительно для боевых целей по обслуживанию самих этих баз и флота, на эти базы базирующегося, но не ради самого сосредоточения сил гидроавиации.

    В то время, как для флота морского операционная база представляет совокупность нескольких портов, рейдов, гаваней данной береговой полосы, для гидроавиации возможно ограничиться сосредоточенной нераздельной операционной базой, выбрав за таковую наиболее выгодный прибрежный пункт, удовлетворяющий требованиям, прежде всего, в смысле удобнейших подходов к нему наших гидросамолетов, лучшей защиты противовоздушными средствами, возможности быстрейшей связи с силами своего флота и кроме того наиболее безопасного расположения от угрозы неприятельских морских сил. Операционная база от главной базы будет отличаться, главным образом, величиной расстояния от боевых позиций, располагаясь ближе к центрам воздушных операций.

    Для гидроавиации операционная база может быть рассматриваема, как база-точка. Ведь операционная база морского флота должна не только соответствовать удобству организации из нее боевых операций в море, но так-же служить флоту в качестве убежища для стоянки во время непогод, для пережидания и проч. Во всех подобных условиях может оказаться необходимым для кораблей успеть вернуться на самый ближайший (может быть, и не безопасный от неприятельских поползновений) рейд, в ближайшую гавань операционной базы. Гидросамолетам, однако, легче успеть прибыть в ‘ свою операционную базу, их меньше стесняет расстояние, а кроме того и операции в воздухе не носят такого регулярного характера, какой имеет оперирование кораблей, поэтому сведения о возможности наступления непогоды заставят сократить район выполняемых гидросамолетами операций, или не выпускать их в воздух совсем.

    Операционная база гидроавиации должна находиться в постоянной связи со своим флотом, вместе с тем в ее районе разовьются важнейшие воздушные операции, которыми характеризуется «борьба за обладание воздухом». «Прорыв» воздушных сил противника над районом нашей операционной базы позволит ему организовать налеты с бомбардированием на главные базы нашего флота и гидроавиации. Благодаря этому же прорыву, для воздушного противника представится возможным беспрепятственный полет его воздушных разведчиков. Окончательная генеральная борьба разовьется в районе главной базы гидроавиации.

    Выяснить места воздушных фронтов в будущих войнах задача весьма и весьма трудная, отчасти благодаря отсутствию «аэрографических» данных о состоянии той среды, в которой призваны служить и вести борьбу самолеты. В то время, как для борьбы сухопутных армий и в меньшей степени для борьбы морских флотов, особенности местности: горы, леса, реки, шхеры, конфигурация берега, оказываются чуть ли не главным основанием к тому или иному характеру боевого расположения сражающихся сил и установлению их Театра военных действий — такого обстоятельства для среды воздушной пока не установлено. В зависимости от влияния свойств местности следует прикрепление маневренных баз сил армии и флота морского к определенным, отличающимся своими природными особенностями, пунктам.

    По мере накопления воздушного опыта, при достаточном числе сведений по определению состояния воздушной стихии, касательно, например, направления, силы и других признаков воздушных течений, определятся выгоднейшие воздушные пути и пункты, которые будут характеризоваться своими постоянными воздушными особенностями. Эти постоянные особенности смогут послужит некоторым основанием при выборе

    мест базирования и ведения операций гидроавиации. Однако, до сих пор науки «аэрографии» — нет. Есть только понятие о разработке этой науки, и поэтому приходится о всей воздушной среде говорить, как об обладающей почти одинаковыми признаками, свойствами, состоянием.

    В качестве маневренной базы гидроавиация будет располагать непосредственно самим флотом, как основной маневренной базой морской силы. Кроме того, широкое базирование разовьется на судах – авиаматках, предназначаемых к выходу, стоянкам и передвижению в определенных районах моря. Вопросы базирования гидроавиации, почти не разработанные специальной печатью, новые сами по себе, приобретают большой интерес с расширением операций и роли авиаматок. Здесь мы подходим к разрешению тех задач, сущность которых была формулирована в утрированном положении: «сможет ли воздушный флот заменить флот надводный». Авиаматки — прототип судов будущего – подход к выражению в боевом средстве совмещения комбинаций оружий морского и воздушного.

    Флот, оказываясь маневренной базой гидроавиации, будет снабжать таковую топливом и всеми боевыми запасами; при флоте в открытом море возможно и производство частичного некрупного ремонта гидросамолетов.

    Флот послужит не только местом базирования сил гидроавиации, но иногда и местом нахождения командования гидроавиации. В своей деятельности это командование будет руководствоваться как капаниями Моркома по обслуживанию морской силы, так и соображениями об организации операций гидросамолетов, необходимых для обеспечения успеха и всей деятельности сил гидроавиации.

    Роль флота, как маневренной базы гидроавиации, станет, очевидно, возможной как только гидросамолеты будут вполне способны к мореходности. Используя флот как свою маневренную базу, нет необходимости поднимать гидросамолеты на борт кораблей; последние будут служить базами – точками для непрестанного снабжения гидросамолетов всем необходимым в их боевой службе. Если сейчас признается необходимым снабжать не менее как звеном авиации (два самолета) даже легкие крейсера, то, разумеется, не составит большого труда каждому кораблю, в особенности силам авангардным и аррьергардным флота, иметь в своих трюмах и погребах запасы, требуемые для гидросамолетов. Взаимное ознакомление сил морских и гидроавиации с операциями и выбором направлении для осуществления этих операций, установление известных «рандеву» позволят гидросамолетам учитывать, где, чем и как можно воспользоваться помощью судов флота, как маневренных баз, чтобы не возвращаться в свою операционную базу.

    В виду того, что в течение всей кампании флот будет занят прежде всего своими — морскими — операциями, конечно, задавать определенные направления его кораблям в угоду успешности операций гидроавиации (операций, от действия сил морских не всегда зависящих) не представится удобным; с этой целью будут использованы авиаматки, как пловучие аэродромы, предопределением для них определенного курсирования на море, там, где не ожидается нападений соединенных сил кораблей противника.

    Маневренными базами гидроавиации будут также служить и отдельные места побережья, дабы еще более приблизить расположение своих воздушных сил к местам предполагаемой воздушной борьбы, а также при невозможности использовать флот в качестве маневренной базы. В этом случае представление о маневренной базе гидроавиации совпадает с назначением так-называемых «боевых площадок» авиации сухопутной.

    Не исключается возможность и того, что операционная и маневренная базы совпадут. Надобности в подразделении баз на маневренные и операционные всегда не встретится. Это возможно в том случае, когда театр военных действий будет не обширным, когда между водами противника и водами нашего морского флота нет значительных расстояний. Как-раз в таком положении находятся силы Красной гидроавиации на Балтийском море по отношению к нашим ближайшим приморским соседям.

    Единые базы, выделенные главной базой, будут совмещать в себе и выполнять задания операционной и маневренной базы, причиной этого может явиться также и отсутствие внешних признаков, природных особенностей воздушной стихии, а кроме того большая скорость и другие технические достижения современной авиации.

    Останавливаясь на вопросе выбора баз гидроавиации, следует подчеркнуть сам собою разумеющийся вопрос о том огромном значении, которое имеет правильное определение расположений баз в особенностях условии каждой данной местности.

    Задача базирования гидроавиации становится особенно актуальной при рассмотрении возможностей, которые открываются благодаря использованию моря, как лучшего плацдарма для организации боевых воздушных действий.

    В будущей войне, — это «войне тылов» — надлежит помнить, что главное сосредоточение сил воздушных, особенно в начале столкновений, будет большею частью происходить не по сухопутным границам государств, не по естественным, или подготовленным аэродромам, в глубине суши, не по базам авиации сухопутной, но, скорее, на реках, озерных образованиях, по береговым полосам морей, наконец, на самих морях при помощи авиаматок (для сухопутных и некоторых типов гидросамолетов), а также путем организации самостоятельных, вполне мореходных групп гидроавиации.

    Отсюда рождается величайшая обязанность для нашей Республики, обладающей многими морями и водными пространствами, создавать сильнейшую гидроавиацию, способную облегчить исключительно трудное проведение мудрых принципов тактики малого флота, чтобы суметь отстоять приморские границы Советского государства как в боях за обладание воздухом, так и действиями с воздуха.

    Примечания:
    1. Летом 1919 года красморлетом тов. Полозенко были удачно сброшены бомбы в расположение прибрежного местечка Логань на Каспии, около которого базировались вооруженные рыбницы белых. Как курьез, нам недавно рассказывали, что командование рыбниц хотело сжечь имевшийся на берегу гидросамолет, надеясь этим избегнуть новых налетов Красной гидроавиации. Авт. []
    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *