" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    97 просмотров

    Необходимость самостоятельной разведывательной деятельности авиации

    Вся работа В. Ф. ведется и должна вестись в двух направлениях: с одной стороны, по выполнению задач сухопутного и морского командования и, с другой стороны, в целях обеспечить себе выполнение получаемых задач и свободу действий в своей стихии. Последнее является совершенно необходимым условием для всей боевой работы В. Ф. Многочисленные случаи боевой практики указывают и учат нас, что лишь при полном господстве в воздухе можно в полной мере выполнять получаемые задачи. Другие случаи указывают, что при господстве в воздушной стихии врага В. Ф. часто бессилен дать своим армиям боевую работу.

    Сказанное совершенно определенно требует, чтобы там, где по условиям боевой обстановки земной или водной необходимо получить должную работу В. Ф., он во имя достижения общей цели, преследуемой вооруженными силами, должен вести самостоятельные боевые операции в своей воздушной стихии.

    Изложенное служит отправным соображением для вывода о необходимости самостоятельной разведывательной деятельности авиации. Надо правильно установить современное значение авиационного начальника, превратив его из слепого технического выполнителя получаемых заданий, каковым его многие считают, в руководителя борьбой за обладание воздушным пространством. В настоящее время всякий авиационный начальник, руководящий общей боевой работой авиачасти, должен проводить совершенно самостоятельно оперативное руководство работой в воздухе, проявляя инициативу и указывая командованию на те или иные возможности в работе сухопутных или морских сил в зависимости от работы В. Ф.

    Современный авиационный начальник, получая задания войскового командования, вводится в курс необходимой для него обстановки; ему сообщаются в той или иной полноте оперативные планы и соображения командования и все это служит для него базой для разработки уже своих соображений и своих планов, с одной стороны, по выполнению полученных задач, с другой — по борьбе со своим стихийным врагом. Таким образом, работа начальника авиации раздваивается и усложняется; перед ним одни задачи, полученные им, и другие, которые он ставит сам перед собой.

    Необходимо, повторяем, изжить взгляд на начальника авиации, как на лицо, выполняющее только соответствующий пункт полученного им или переданного ему по телефону оперативного приказа, или просто выполняющего распоряжение о наряде самолетов.

    Правильная оценка роли и значения начальника авиации, квалифицируя его работу не как технического лишь выполнителя заданий, а как самостоятельного руководителя операциями, требует наличия у него в каждый данный момент соответствующих оперативных идей, соображений и планов. Положенные в основу плана общевойскового командования задача и данные обстановки должны быть фундаментом оперативного плана начальника авиации, — плана, развивающегося согласно чисто воздушной обстановке и принимаемых начальником авиации решений.

    Из этого вытекает, что начальник авиации для действительного проведения оперативного руководства должен обладать определенными данными, т.-е. иметь:

    1) план и соображения командования;

    2) задачу;

    3) данные обстановки земной и воздушной.

    Все это и составит тот исчерпывающий материал, который послужит авианачальнику и его штабу для составления своего плана, своих соображений.

    Отсутствие в работе начальника авиации указываемых данных мешает деятельности оперативной мысли его, делает ее мертвой и сводит работу В. Ф. на роль пассивного вспомогательного средства, но не больше.

    Из приведенных выше необходимых данных авианачальник получит готовыми первые и вторые и частично третьи. Полностью нужных ему данных обстановки он не получит, и для получения таковых ему необходимо развить как-то свою работу и работу своего штаба, выделив в самостоятельную область дело «своей» разведки. Последняя и восполнит начальнику авиации недостаюшее в обстановке и даст должную полноту необходимой ориентировки.

    Таким образом, начальнику авиации нужно для своей оперативной работы развить разведывательную деятельность помимо той, которую он ведет по заданиям командования.

    Вообще разведывательная работа авиации обнимает:

    1) задания специально высшего командования;

    2) задания по непосредственному обслуживанию войск в условиях обстановки данного момента.

    Помимо указанного, возникнет, как мы видим, еще особый третий род разведки — разведка для целей авиационных начальников. Таковая разведка в свою очередь может быть:

    1) разведкой по заданиям высшего авиационного командования;

    2) разведкой для нужд работы своей авиачасти. Вопрос «своей» разведки авиации в настоящее время

    хотя и имеет место в порядке боевой работы, но лишь в виде действий бессознательных и безотчетных, не выявленных как следует и не составляющих определенной правильно организованной функции.

    Задачи ставятся, но в общем числе всех задач по разведке они не выделены, не обоснованы тактически, а потому случайны и не дают начальнику авиации систематичного материала.

    Надо считать, что разведывательная работа начальника авиации «на себя» должна составлять совершенно определенную и самостоятельную область его работы. Задания по такой разведке должны быть непрерывны, должны быть в логической связи между собой, должны дополнять и проверять получаемые сведения, давая в результате полную нужную разведывательную ориентировку.

    Разведка «на себя» явится средством, с одной стороны, добыть новые необходимые для авиаруководства данные и, с другой — для проверки получаемых данных из других источников. Другими словами, разведывательная деятельность начальника авиации должна протекать в тех же условиях, как она протекает и в сухопутных и водных силах. Средства — другие, основы — те же.

    Начальник авиации, а по его заданию соответствующий орган его штаба должны вести разведывательную деятельность, как добиваясь сведений собственными средствами, так пользуясь и другими источниками.

    Перед начальником авиации, разрабатывающим свой план работы В. Ф., встает целый ряд вопросов, требующих получения ответов путем разведки, и начальник авиации, имея перед собой ряд разведывательных заданий, расчленяет их на те, которые он может получить своими средствами, и на те, для которых нужна работа других органов: агентуры, войсковой разведки, и т. п. Первые задания он выполняет сам, намечая и задачи и способы их выполнения, по остальным дает соответствующие задания своему штабу о сборе сведений.

    В указанной работе начавио является в полной мере правомочным и самостоятельным в отношении принимаемых им решений с одной стороны, по получаемым им заданиям, с другой, — по заданиям, которые он ставит сам перед собой. Начавио получает общее задание по разведке без детализации этого вопроса в смысле его исполнения, последнее предоставляется уже самому ему.

    Таким образом, он является ответственным за результат производимой им разведки и за полноту получаемых сведений, почему распределение средств и метод ведения разведки должны быть предоставлены всецело ему самому.

    До сих пор вообще войсковые штабы, имеющие в своем распоряжении авиацию, часто считаются с начавио не как с лицом, выполняющим их общие директивные задания, а как о лицом, долженствующим просто предоставить для них то или иное количество самолетов.

    Современные условия работы В. Ф. в корне должны изменить этот взгляд, ибо начавио является руководителем в полной мере службой резведка как в отношении обслуживания ею войскового командования, так и в отношении своих заданий. Начавио, распределяя свои средства по выполнению заданий войскового командования, предоставляет таковые и для собственных целей.

    Без разведки, успех немыслим; воздушная стихия, дающая возможность использовать себя не только в глубину и ширину, но и в высоту, требует своего обследования.

    Не будет результата в работе авиации, если начавио, начиная боевую работу, не будет знать, кто оперирует в воздухе и каковы условия вообще обстановки летной работы на данном участке. Авиация, работая в воздухе, одновременно нуждается и в обслуживании земном. Вопросы аэродромов, баз питания, как и вопросы расположения своих войск, войск противника, его тылов, противосамолетных батарей и много других вопросов, связанных с землей, являются особо важными для должной постановки работы авиации. Земное командование учитывает лишь обстановку перед собой, начавио же должен учитывать обстановку перед собой и под собой. Его разведка должна вестись в двух областях: и в воздушной и в земной. И в каждой области должна получить и дать необходимую для боевой работы полноту сведений. Помимо значения разведывательных данных для начавио, последние не менее необходимы и для летсостава. Принимая во внимание, что каждый самолет, работающий в воздухе, является самостоятельной боевой единицей и его работа протекает в условиях оторванности от своих частей, для него особенно необходимым является получение подробных разведывательных данных, как о положении своих войск, так и о положении войск противника. Если обратиться к опыту недалекого боевого прошлого, то мы знаем, что в большинстве случаев летчики, вылетавшие на фронт, не получали должной ориентировки и вылетали втемную, иногда не зная даже и линии фронта. Естественно, самолет, не имеющий данных, — что против него и что под ним, — не мог считаться «сознательной» боевой единицей; его моральная упругость в результате полета с завязанными глазами понижалась; вся работа теряла элемент сознательности и не могла дать должного результата. Боевая работа авиации несравненно сложнее таковой — земных войск.

    Войсковые части, имеющие обычно более определенную задачу, действующие плечом к плечу, в большинстве случаев считающиеся только с тем, что перед ними, и имеющие обычно перед собой достаточное количество разведывательных органов, могут работать без понижения их сознательности, тем более что работа их протекает на определенно небольшом районе. Авиация, обладающая возможностью центр тяжести своих действий переносить на территорию врага и его тыла, работает не только просто, оторвано от своих, но часто находясь на большом удалении от них в расположении противника. Все это и вызывает необходимость снабжать летчиков полными разведывательными данными как в отношении воздушного врага, так и в отношении земной обстановки, а это достижимо лишь при условии должной разведывательной деятельности начавио и его штаба.

    Итак, мы видим, что разведывательная деятельность начавио, помимо той, которую он ведет для земного командования, является необходимой не только для начавио, как руководителя действиями В. Ф., но и для отдельных исполнителей задач. Помимо указанных соображений, разведка начавио необходима еще и для высшего авиационного командования.

    Высшее авиационное командование, руководящее работой ряда авиачастей, распределяющее последние по войсковым соединениям согласно получаемым оперативным планам войскового командования, организующее питание В. Ф., его тылы сообразно полученным заданиям, должно в свою очередь представлять и свои соображения общевойсковому высшему командованию по использованию В. Ф., а для указанного необходимы некоторые разведывательные данные авиационного характера, которые могут быть даны только авиационными частями. Вот почему результаты разведывательной деятельности всякого начавио будут необходимы и высшему авиационному командованию. Раз это так, то авиационное командование несомненно с своей стороны для разработки своих соображений и планов потребует от начавио тех или иных данных и в случае отсутствия таковых у начавио даст ему данные по разведке уже исключительно в своих целях. Таким образом, помимо разведки «на себя», начавио будет получать задания по таковой и от высшего авиационного командования.

    Надо добавить, что результаты «своей» разведки авиачастей во многих случая будут далеко не лишними и для земных войск и для земного командования. Современная работа воздухфлота настолько сказывается на действиях земных войск, что для последних чрезвычайно важно иметь сведения как о возможных действиях В. Ф. противника, так и работе своих авиачастей; обмен сводками, приказами, а кроме того, и обмен разведывательными данными соответствующих органов, дадут возможность земному командованию учесть воздушного врага, примениться к нему и противодействовать ему. Нужно считать, что грядущие, например, кавалерийские рейды будут иметь своей целью аэродромы противника, артиллерия будет ставить себе часто целью тушить огонь противосамолетных орудий, а для этого необходимы соответствующие данные и прежде всего, может быть, полученные от своей авиационной разведки.

    В итоге ясно, что для должного руководства воздушным флотом при выполнении заданий по взаимодействию с земными войсками должна вестись особая разведка, которая даст начавио необходимый материал по составлению своих соображений и планов, даст то же для высшего авиационного командования, даст необходимые для работы данные летсоставу и, наконец, может дать нелишние для земного командования и войск данные, дополнительные к тем, которые от авиации затребованы постановкой ей разведывательных задач командованием общевойсковым, не могущие часто быть затребованными этим командованием, как мало знакомым с воздушной обстановкой, от авиации в процессе постановки ей задач.

    Аэроплан

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *