" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    105 просмотров

    О санпросветительном фильме

    1924 год войдет яркой страницей в историю нашего санитарного просвещения. В этом году и «Великий немой» заговорил перед широкими массами на темы борьбы за здоровье. Из прошедших в этом году картин можно отметить: киноленту Наркомздрава и ЦК Горняков — «Борьба за жизнь» (на тему о малярии), Главкурупра — «Курорты Кавказа», Межрабпома — «Особняк Голубиных» (на тему о туберкулезе), Госкино — «Аборт»; прошли по Союзу заграничные ленты: «Гигиена брака и половой вопрос», «Два пути» (тема — венерические болезни), и «Омоложение». На последнюю тему производились засъемки кино секцией ПУР’а нашей ленты (в Твери), которая в скором времени появится. В конце прошлого года начаты были так же засъемки ряда других лент на темы о венерических болезнях, алкоголизме, туберкулезе, физкультуре и т. д.

    Санитарно-просветительные фильмы имеют несомненный огромный успех среди широкой рабочей публики; мы имеем сотни благодарственных писем и отзывов от рабочих о фильме «Борьба за жизнь», мы видели также, как горячо принимает рабочая аудитория — «Особняк « Голубиных», а материальный успех «Аборта» превзошел успех так наз. «коммерческих» программ.

    Работники санитарного просвещения, в свою очередь, чрезвычайно горячо заинтересовались кино, как методом агитации и пропаганды, и естественно готовы отдать ему предпочтение перед всеми другими методами своей работы. «Использование рампы и кино» уже давно стоит в арсенале средств санпросветработы. Вряд ли еще кто-нибудь так широко использовал инсценировку судов и постановку пьес, как деятели санитарного просвещения. Но сан-суд и сан-пьеса имеют только вспомогательное значение, как вид «предпропаганды», как средство заинтересовать, привлечь внимание малоподготовленной аудитории к проблемам здоровья. Возможность же давать знания этим методом — чрезвычайно ограниченна. И если все же так часто прибегают к сан-судам на все поголовно темы, то в этом виновата наша бедность: у нас мало хороших и интересных лекторов, мало наглядных пособий, слабо развита сеть выставок по охране здоровья; мы еще очень бедны, чтобы пользоваться в нашей санпросветпропаганде таким увлекательным методом, как работа с микроскопом и демонстрация опытов. А именно эти последние — одно из самых мощных средств пропаганды.

    Кино же заменяет все это. Его экрану доступны и «тайны микроскопа» и сложность опытов. Оно может заменить любого лектора, обслужить огромные аудитории и, наконец, оно более занимательно.

    Сейчас когда и санпросветработники и киноорганизации взаимно подали друг другу руки, уместно поставить и широко обсудить вопрос, каким требованиям должна отвечать советская санитарно-просвети-тельная кинофильма.

    Прежде всего кинофильма по вопросам охраны здоровья должна отвечать общим требованиям советской медицины, как медицины предупредительной. Сейчас перед здравоохранением в СССР поставлена огромная Ответственная задача: ,,от борьбы с эпидемиями к оздоровлению труда и быта».

    Оздоровление один этот термин указывает на необходимость упорной борьбы, основанной на активности самих трудящихся. И отсюда задача санитарного просвещения — быть своеобразным «агитпропом» советской медицины, — разъяснять массам не только сущность болезни, ее причины, но и условия, благодаря которым они возникают, а также методы борьбы с ними.

    Такие кинофильмы, вернее серия таких кинофильм, лучше вымостят пути, по которым уже идет советская медицина.

    Из этих основных предпосылок вытекают три типа советского санпросветфильма.

    Первый, и самый главный, демонстрирующий условия, которые надо изменить, т. е. социальный остов проблемы здоровья. Здесь важен художественный подход. Нельзя одними надписями и диаграммами иллюстрировать социальные причины болезни, ибо кино может не только рассказать, а может и должно показать их в живой и увлекательной форме, в столкновении различных фактов действительности, борьбой лиц, облеченных в плоть и кровь. Здесь есть опасность впасть в построение ходульных, тенденциозных фигур, особенно в отношении того, «как должно быть» и, в ущерб действительности, слишком идеализировать те небольшие ростки, которые мы пока имеем. Еще хуже было бы создать трафаретный штамп вроде «парада на Красной площади», которым кончаются часто некоторые лже-революционные ленты. Эти промахи необходимо избегать. Сценаристы, начинающие интересоваться бытовой лентой из жизни современного пролетариата и крестьянства, в построении социально-бытовой драмы, должны углублять свою тему, охватывая проблему «борьбы этажей», и борьбу за лучшие условия труда, проблему материнства, проклятие проституции и т. д. Новая бытовая лента не может пройти мимо темы здоровья, ибо основа нового быта — прежде всего в его оздоровлении. И пусть будет еще много темных сторон — основная задача противопоставлениями из быта недавнего прошлого показать, что выход есть, что если так было, то «так больше не будет». Словом, социальная основа вопросов здоровья лучше всего может быть выявлена художественно-бытовой лентой без излишнего выпирания «санитарно-просветительных моментов». Такова задача, стоящая перед автором-сценаристом и художником, при которых санпросветработник явится только консультантом и поставщиком сырого материала.

    Другой противоположный тип ленты это — фильм, разъясняющий сущность и причины болезней, дающий соответствующие гигиенические знания и ознакомляющий детально с методами борьбы — тип научной ленты. Образцов такой ленты очень много дает заграница. Мы должны внести однако тот корректив, что подобную ленту мы будем развертывать не как находящуюся вне времени и пространства,

    а свяжем с теми условиями труда и быта, из которых она вытекает. Так например, построена лента. «В борьбе за жизнь» (малярия), где научная тема связана с производственной — торфоразработками. В таких лентах центр тяжести должен лежать в научных подробностях, и здесь микроскоп, опыты, научная лаборатория должны быть использованы полностью. Однако, здесь тоже не нужно выпячивать лечебной стороны, а рисовать главным образом меры предупреждения, не исключая и личной профилактики, знакомя попутно с жизнью и деятельностью учреждений, ведущих борьбу с тем или иным явлением. Самый характер увязки научной темы с условиями труда и быта, не должен быть трафаретным, чем часто злоупотребляют некоторые халтурсценаристы, создавая их по одному рецепту: инсценировка суда, несколько деятелей Наркомздрава, съемка учреждений и несколько диаграмм. Необходимо брать ту специфическую обстановку, с которой связаны те или иные болезни или санитарные мероприятия.

    Сюда же надо отнести ленты типа «Рублевские водопроводы». По этому образцу следовало бы создать серию короткометражных лент для деревни на конкретные темы: «Водоснабжение деревни», «Жилищное строительство деревни», «Как победить детскую смертность» и т. д. Для этого надо только тщательно заснять наиболее показательные образцы, дать соответствующие разрезы, показать, как это практически осуществить.

    Наконец, третий тип ленты который следовало бы отнести к разряду «Санитарной киноправды» — это издание серии «Кузницы пролетарского здоровья». Это ряд коротко-метражных кинолент, которые должны рисовать жизнь и деятельность учреждений по охране здоровья и которые следовало бы давать к каждой программе в рабочем клубе на предприятии. Сюда относятся напр. темы, «Как работают ясли и консультация», «Что делает диспансер», «Как оказывается медицинская помощь застрахованным», «Как работает участковая больница» и т. д. Эти картины, показывая ростки и достижения советской действительности, будут иметь огромное агитационное значение.

    С другой стороны такие киноленты имеют большое гигиенически-воспитательное значение. Демонстрирование на экране распорядка жизни в доме отдыха, день ребенка в дневном санатории, режим ночного санатория, «оживленные советы, консультации для грудных детей — все это своей ясностью, краткостью и доступностью врежется в память аудитории, и пропаганда здоровой жизни захватит широкие круги трудящихся.

    Выделяя основные три типа кинолент, в которых выпукло и полностью отражаются проблемы здоровья, мы тем не менее не можем отрицать возможности их синтеза. Следует только пожелать возможно скорее найти для них сценаристов и режиссеров. Пока же, в интересах дела, желательна работа в каждом из указанных направлений.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *