" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    242 просмотров

    Ошибки учеников при обучении горизонтальному полёту

    (Самолет Авро-Рон 120 HP и Клерже 130 HP).

    Первые уроки искусства управления самолетом заключаются в обучении вождению его по горизонтали. Горизонтальный полет обусловливается уменьем пользоваться тремя органами управления самолета: рулем глубины, элеронами и рулем направления. В силу наличия этих трех органов управления и самообучение делится на три стадии: первая стадия — только глубина, т.-е. движения рукояткой от себя и на себя; вторая стадия — глубина крени, и третья стадия — глубина, крены и направление. ((Несмотря на несколько элементарный характер настоящей статьи, редакция, тем не менее, считает интересным предложить ее вниманию читателей, как первый опыт аналитического подхода к вопросу о сущности практического инструктирования учеников, рассчитывая этим вызвать обмен мнений на тему, касающуюся одной из наиболее жизненных сторон летного дела. Ред.)).

    Принцип обучения заключается в том, чтобы от зрительных впечатлений перейти к мускульным и затем путем соответствующей тренировки освободить ученика от необходимости задерживать свое внимание на каждом движении в отдельности, т.-е. перевести эти движения и их силу в область подсознательную, инстинктивную. Зрительный корректор, конечно, необходим. Ученик вначале должен иметь возможность видеть ошибку, видеть отклонения самолета от указанного ему нормального положения в воздухе.

    Горизонтальность самолета в воздухе в продольном направлении ученик видит по тому положению, которое занимает линия видимого горизонта по отношению к капоту или козырьку.

    Обучение горизонтальному полёту. Чертёж 1

    Обучение горизонтальному полёту. Чертёж 1

    На черт. 1 изображено положение передней части самолета по отношению к горизонту, так как оно фиксируется глазом ученика при правильном горизонтальном полете. Так как основным корректором горизонтальности является линия видимого горизонта, то она должна быть видна хорошо и резко. Поэтому для первых полетов с учеником следует выбирать по возможности ясные дни и без рему, иначе ученик долгое время не уловит горизонтального положения самолета. Обычно ученика, только что кончившего руление, садят на переднее сидение и возят более или менее продолжительное время на высоте 100 — 150 мет. Этим достигается ознакомление его как с положением самолета по отношению к горизонту, так и с чисто физическими ощущениями самого полета.

    При этом уместно указать на желательность наличия приспособления (напр., как у Пороховщикова), позволяющего выключать управление ученика. Оно гарантирует своевременное исправление ошибок ученика, могущих быть опасными при небольшой высоте учебных полетов.

    Во время полета инструктор обращает внимание ученика на линию горизонтального полета словами: «горизонтальный полет, запомните положение капота». Прежде чем передавать ученику управление, инструктор предупреждает ученика: «приготовьтесь», чтобы последний сосредоточил свое внимание, могущее быть в этот момент разбросанным по предметам, проходящим под самолетом, и затем передает ему ручку. От ученика требуется, чтобы он не зажимал чрезмерно сильно рукоятки управления, а держал ее без напряжения. Чем легче ученик держит ручку, тем легче ему будет усвоить то противодействие, которое необходимо прилагать к ручке, чтобы удерживать самолет в положении горизонтального полета.

    Обучение горизонтальному полёту. Чертёж 2

    Во время первого урока ученик должен следить только за глубиной, т.-е. делать движения рукой от себя и на себя. У большинства учебных самолетов существует тенденция задираться, и ни один ученик сразу этого не учитывает.

    В периоде начального обучения учеников можно разделить на три категории: 1) решительных; 2) осторожных; 3) растерянных. Посмотрим, что сделает каждый из них в момент получения от инструктора рукоятки управления.

    Ученик первой категории, видя, что линия горизонта сразу уходит вниз, решительным движением толкает ручку от себя. Здесь могут обнаружиться ученики с жесткой и мягкой рукой. На ученика, обладающего жесткой рукой, потребуется гораздо больше времени, чем на ученика с мягкими плавными движениями.

    Кроме того, с известной долей вероятия можно сказать, что при условии «жесткости» нельзя добиться высоких пилотских качеств.

    Допустим, что мы имеем дело с решительным учеником с жесткой рукой.

    Самолет стал задираться. Ученик дает рукоятку от себя, но самолет, в силу своей инерции, не послушается сразу, и ученик, не учитывая этой инерции и силы движения, подвинет рукоятку больше чем это требуется. Самолет перейдет нормальное положение и начнет снижаться. Ученик в точности повторит опять ту же ошибку, но в обратную сторону; самолет снова начнет задираться и т.д. Произойдет полет по волнообразной кривой в вертикальной плоскости и самолет раскачается. Инструктору остается взять у ученика ручку и успокоить машину медленным снижением.

    У ученика с мягкими движениями сущность ошибок останется та же, но характер их изменится. Движения ученика будут плавней и медленней, а, следовательно, он будет находиться ближе к истинному положению самолета: колебания будут положе. Для ученика первой категории надо затратить вдвое больше времени, чтоб получить те же результаты, что и у ученика второй категории. Кроме того, в силу «жесткости» у такого ученика, в 70 случаях из 100, остается судорожность в движениях. Если на этот недостаток сразу же не обратить самого серьезного внимания, он может остаться у ученика на очень долгое время. Вся трудность первых уроков — заставить ученика найти то движение ручки от себя и то единственное усилие мускулов, которое необходимо и достаточно для удерживания самолета в линии горизонтального полета. Вначале ученик ведет самолет правильно, с постоянным для данного режима усилием, но по истечении некоторого времени его внимание падает, он упускает зрительный корректор, мускулы его ослабевают, и самолет снова начнет задираться.

    Если ученик за все время ни разу не выпустит из рук самолета, то инструктор пробует изменить режим работы мотора. Чем больше число оборотов мотора, тем с большим усилием ученик должен отжимать ручку, удерживая самолет в линии горизонтального полета.

    Посмотрим теперь, как будет реагировать ученик второй категории, осторожный. Здесь также может быть жесткая или мягкая рука. При жесткой руке ученик будет стремиться проверять положение самолета по зрительному ориентиру и действовать рукояткой медленно. Убедиться в жесткости руки ученика можно путем движений рукояткой в стороны, наблюдая при этом, с какой силой ученик будет сопротивляться этим движениям, насколько он «зажал» рукоятку. Такой ученик поздно уловит необходимое напряжение мускулов руки, будет скоро утомляться сам и утомлять инструктора. Он долгое время будет ориентироваться исключительно по линии видимого горизонта и медленно воспринимать мускульное ощущение.

    Ученик той же категории, но с мягкой рукой обыкновенно не доводит рукоятки. Если инструктор, для определения, поведет ручку в ту или иную сторону, рука ученика мягко следует за движением, она не зажата. С такими учениками заниматься очень приятно, да и сами они двигаются быстро и уверенно.

    Теперь рассмотрим третью категорию, т.-е. учеников растерянных.

    Существует очень характерное, правда, несколько грубое определение, которое часто встречается в инструкторском лексиконе: «ученик балдеет». Как только инструктор передаст такому ученику управление, он теряет способность и видеть, и думать, и чувствовать. Один звук работающего мотора выводит такого ученика из равновесия. Он инстинктивно хватается за ручку, зажимает ее и ничего не делает. Самолет может задираться, скользнуть на крыло, вообще делать что ему свойственно, и на все это такой ученик почти не реагирует. К таким ученикам нужно подходить с вниманием, чтобы не потерять бесполезно время на их обучение.

    Обучение горизонтальному полёту. Чертёж 3

    Допустим, что при средних способностях ученик после одного показного и 3-х учебных полетов овладел движением по глубине. Когда это будет инструктором проверено, приступают к обучению выравнивания кренов. Рукоятка управления самолета ходит по двум диаметрам: AA1 — диаметру глубины и ВВ1— диаметру кренов (чертёж 3). Вся трудность второй стадии обучения кроется в необходимости делать при выравнивании кренов движения, строго перпендикулярные к оси AAt. Конечно, так же, как и в горизонтальном полете, необходимо иметь какой-нибудь ориентир. Им будет все та же линия видимого горизонта.

    Черт. 2 дает нам картину того положения самолета, которая будет восприниматься учеником, с его места, наприм., при крене влево (самолет Авро — ученик на переднем сидении).

    Вначале ученик плохо замечает крены, но путем постоянных указаний инструктора глаз ученика в течение 2-х уроков привыкает улавливать отклонения самолета от нормального положения.

    Пусть самолет, как большинство учебных машин, задирается. Для того, чтобы вести машину по горизонтали на нормальных оборотах мотора, ученику необходимо найти некоторое усилие, постоянное для данного режима самолета, и, поставив ручку из нейтрального положения о в некоторое положение а (черт. 3) — удерживать ее там. Направление прилагаемого усилия будет в сторону, указанную стрелкой.

    Крены выравниваются движениями ручки вправо и влево, всегда в сторону обратную наклону самолета. Здесь у учеников наблюдаются две ошибки. Черт. 4 дает нам представление об этих ошибках.

    Как видно из этого чертежа, рукоятка может быть передвинута учеником по направлениям аа1 и aa2. В этих случаях учеником будет не учтено, след., постоянное усилие, которым он удерживает самолет в линии горизонтального полета. В первом случае, т.-е. при движении от а к а1, самолет начнет енижаться, во втором — от а к а2— задирается. Этот род ошибки свойственен ученикам «осторожным». Ученик этого типа с жесткой рукой передвинет обыкновенно ручку от а к а1, ученик же с мягкой рукой, поддаваясь тому давлению, которое производит на него сама ручка, передвинет ее от а к а2.

    Обучение горизонтальному полёту. Чертёж 4

    Рассмотрим теперь второй род ошибки при выравнивании кренов. Пусть нормальное положение ручки будет a тот же чертёж 4).

    Ученик «решительный» в тот момент, когда заметит наклон самолета влево, начнет вести ручку вправо, но не учтя сразу же мускульного напряжения и уступив под ее давлением, позволяет ей сдвинуться в в, в результате чего самолет сразу начнет задираться. Далее при выравнивании крена, для того, чтобы одновременно привести самолет в горизонтальный полет, он должен будет двигать ручкой уже по направлению вс1 т.-е. не по перпендикуляру. Только таким образом он может получить выравнивания по горизонтали, но обычно он этого не достигает. У ученика же с «мягкой» рукой задирание самолета будет еще больше, т. к. он будет склонен двигать рукояткой еще с большей ошибкой, т.-е. по вв1.

    Движение при выравнивании крена должно быть такой быстроты, чтобы самолет шел за ручкой с наименьшим запаздыванием. Вообще же надо указать, что чем быстроходней самолет, тем быстрей и меньше отклонения ручки.

    Теперь остается движение педалями. Здесь так же как и при управлении самолетом по глубине, ученику надо найти то единственное для данного режима полета самолета напряжение ноги, которым ему придется парировать стремление самолета заворачивать. При ротативном моторе у самолета «Авро» это заворачивание будет влево, т.-е. правая нога. Получив в свое распоряжение педали, ученик не в состоянии учесть то давление, которое надо приложить к правой педали. Первоначально выравнивание самолета он будет производить резкими нажатиями на педали, и машина пойдет зигзагообразно. Только потом, путем постепенного уменьшения колебаний, ученик, наконец, находит нормальное напряжение. У ученика решительного и с мягкими и с жесткими движениями эти ошибки будут одинаковы, различаясь только по степени резкости движений. В сущности то же самое происходит и с учениками других категорий.

    В общем все обучение построено на том, чтобы путем видимых ошибок ученик усвоил необходимые для каждого движения мускульные усилия, а затем, путем соответствующей тренировки, перевел эти напряжения в подсознательное. Ясно, что чем слабей ученик держит управление, чем меньше напряжены его мускулы, тем скорей он усвоит те напряжения, которые необходимы в каждом отдельном случае. В том, насколько быстро ученик от зрительных впечатлений переходит к мускульным ощущениям и затем, путем тренировки, к инстинкту, и кроется его летная способность.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *