" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    846 просмотров

    Основные типы гражданских самолётов

    В нашей общей прессе поднята кампания вокруг маломощных самолетов1; ответственные руководители Красного Воздушного флота уделили этому вопросу внимание; ОДВФ предприняло шаги к развитию у нас самолетов указанного типа, — одним словом, начинается значительное оживление вокруг одного из новейших вопросов, выдвинутых авиационной техникой. На маломощные самолеты возлагаются серьезные надежды; с легкой руки Н. Д. Анощенко они названы «самолетами для всех»; они рассматриваются, как аппарат, сохраняющий все достоинства современных самолетов и свободный от основного недостатка последних — дороговизны постройки и эксплуатации. И нельзя не отметить, что некоторые утверждения происходящей дискуссии являются, быть может, преждевременными и слишком категоричными.

    Мы не будем перечислять здесь современные конструкции маломощных самолетов. С одной стороны, технические данные об этих самолетах уже были приведены в «Вестнике» и др. авиационных журналах. С другой же стороны, данные существующих в настоящее время самолетов не могут иметь решающей роли, так как, несомненно, мы переживаем лишь первичный период развития маломощных самолетов, лишь первые попытки приблизиться к удовлетворительной конструкции таковых. Это видно хотя бы из того, что огромное большинство современных маломощных самолетов подымает один и тот же груз, а именно: одного пассажира среднего веса (80 кгр.).

    Приведем следующую таблицу (в кгр.).

    Таблица данных первых пассажирских самолётовТаким образом, везде разрешается одна и та же задача: с наименьшим мотором поднять в воздух одного человека среднего веса. Конечно, одно это обстоятельство препятствует признать, что существующие типы маломощных самолетов могут укрепиться на практике. Какой же это «самолет для всех», на котором могут летать только летчики весом менее 5 пудов и от пользования которыми устраняются все прочие? Но несомненно — и это не является излишним оптимизмом, что техника сумеет достигнуть большей грузоподъемности, хотя бы без погони за такой минимальной маломощностью, как пресловутые 3,5 HP на Wren. Современные конструкции маломощных самолетов дают нам основание лишь формулировать необходимость настойчивых работ в области конструкций этого типа как в смысле некоторого увеличения их грузоподъемности, так и в смысле упрощения управления и ухода за ними. В этом — большая и важная задача для наших конструкторских сил.

    Нас интересует другая сторона вопроса. Имеют ли маломощные самолеты определенную «деловую» будущность? Могут ли они быть признаны таким типом самолета, который явится необходимой составной частью гражданского воздушного флота? Спортивное значение их — бесспорно, но одна эта роль является недостаточной. Воздушный спорт еще долгое время будет составлять удел немногих, он не имеет непосредственного народно – хозяйственного значения, и одно спортивное значение маломощных самолетов не является достаточным основанием для привлечения к этому делу жертв и внимания широких масс.

    Этот вопрос приводит нас к более общему вопросу: какие типы самолетов являются наиболее пригодными для выполнения современными воздушными сообщениями стоящих перед нами задач. Но, как это ни странно, этот последний вопрос, имеющий огромную важность для авиационной политики каждого государства и для направления работы конструкторской мысли, не подвергся до настоящего времени достаточной разработке и анализу2. Когда получаются сведения о непрерывно умножающихся конструкциях пассажир.

    Наконец, было бы действительно роскошью, если бы мы приступили к серийной постройке к.-л. маломощного самолета; но на ближайший период работы в этом направлении будут иметь характер лишь опытов: необходимо подчеркнуть, что маломощные самолеты являются проблемой будущего, и пока эту проблему решить, еще нельзя, ее можно только исследовать. Поэтому думается, что браковать заранее все работы вокруг маломощных самолетов — представляется едва ли основательным.

    В итоге мы приходим к выводу, что желательными типами «гражданских самолетов являются:

    а) пассажирский самолет для обслуживания воздушных линий на 2 — 3 пассажира и соотв. количества груза, удовлетворяющий «общим требованиям, предъявляемым к пассажирским самолетам». («Вестник Воздушного Флота» 1923 г., № 6, стр. 51),

    б) маломощный двухместный самолет для экстренных рейсов, удовлетворяющий указанным выше условиям.

    Другие типы, в частности многоместные самолеты, могут быть вводимы лишь тогда, когда опытные данные подтвердят их необходимость. Нельзя не согласиться с мнением М. П. Строева3, что нужно иметь «воздушный флот с минимальным количеством систем, а не международную авиационную выставку».

    Еще раз повторяю, что настоящая статья имеет в виду лишь поставить вопрос. Быть может, многое в моих соображениях является неправильным, и было бы хорошо, чтобы эти вопросы были продискуссированы.

    Аэроплан

    Примечания:
    1. статьи Н. Анощенко в «Известиях ЦИК», В. Храпина в «Правде» и др. []
    2. В этом — один из пробелов гражданской авиации по сравнению с военной. В отношении военных самолетов вопрос уже разобран подробно в книге М. Строева. Какие нам нужны аэропланы. – М. 1923. []
    3. Ук. соч. стр. 93 []
    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *