" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    495 просмотров

    Политические руководители и красные командиры Воздушного флота

    В настоящее время внимание многих десятков и сотен тысяч людей приковано к Воздушному флоту, его строительству, укреплению и развертыванию в мощные эскадрильи стальных птиц.

    Не так давно еще сотни и тысячи глаз наблюдали за полетами на боевых фронтах гражданской войны красных летчиков, следили за смелыми полетами командиров отрядов Красного Воздушного флота, летавших на старых машинах, оставшихся от империалистической войны. Это было как-будто давно и в то же время недавно.

    Красный командно-летный состав вынес на своих плечах всю тяжесть воздушной борьбы. В гражданской войне, несмотря на очень плохое техническое состояние самолетов, Воздушный флот не остался позади победных колонн, а реял победителем над рядами Славной Красной армии.

    Красные летчики, механики, мотористы и другие специалисты, отдохнув от непосильной борьбы за сохранение своих машин и первенства в воздухе, принялись за учебу, чтобы подогнать ушедшую далеко вперед иностранную технику авиации и воздухоплавания и чтобы снова в нужный момент показать силу Красного Воздушного флота.

    Так незаметно трудятся над созданием воздушного могущества Рабоче-Крестьянской страны авиа-воздух-работники и молодежь, пришедшая обучаться этому важному и ценному делу для укрепления завоеваний Октября.

    Но все же, для того, чтобы строить новое, необходимо кое-что знать и о старом. Каким был Воздушный флот раньше, какие были руководители его, что они делали и что в дальнейшем нужно еще сделать и делать.

    Наряду с историческими очерками о работе Воздушного флота на фронтах гражданской войны, необходимо дать сведения о жизни и быте красного летчика, политработника, специалиста и рядового краснофлотца. Нужно широко познакомить трудящихся с условиями работы личного состава авиавоздухчастей и с тем кадром бойцов, которые остались сейчас и продолжают дело возсоздания красных крыльев.

    В настоящее время после ряда реорганизаций, свертывания, формирования новых единиц, предприятий и учреждений Воздушного флота, работники частей его в большинстве остались на местах, отчасти же переброшены для работы в новых организациях по строительству гражданской авиации и очень незначительное количество осталось вне армии, но и эта последняя категория в своем большинстве принимает все же непосредственное активное участие в работе если не военного, то гражданского Воздушного флота.

    Воздушный флот, состоя из многочисленных, совершенно разнохарактерных специальностей, является хорошим коллективом для творческой работы, но к этому коллективу, состоящему из летчиков, летчиков-наблюдателей, мехников, мотористов, радиотелеграфистов, аэрофотографов и ряда других высокой квалификации специалистов как сухопутной и морской авиации, так и привязного и управляемого воздухоплавания нужен умелый подход и уменье направлять работу по определенному руслу. Здесь необходимо учесть психологию каждой группы разнородных специальностей и не дать возможности проявления уклона к образованию

    какой-либо касты или зарождения замкнутого индивидуализма, увлечения своим превосходством над другими родами оружия и другими нездоровыми явлениями, наблюдавшимися очень часто в период гражданской войны и оставшихся еще и поныне, хотя и не в такой резкой степени.

    Затронутый вопрос очень важный и имеет большое значение для политработников и командиров Воздушного флота, которым необходимо его учесть при разработке методов политвоспитания летного состава и специалистов, а также не мешает высказать по этому поводу свои мнения на страницах военно-политических и специальных журналов.

    Командиры и комиссары частей Воздушного флота должны учесть опыт работы гражданской войны, и применявшиеся в то время методы политвоспитания, боевой работы летного состава, упорного и кропотливого труда специалистов около машин и краснофлотцев на аэродроме, могут служить яркими примерами и иллюстрацией борьбы Красного Воздушного флота с противником, технически гораздо сильнее нас.

    Изучая и анализируя опыт прошлого, нужно уметь и выбрать все ценное и полезное для будущего и применять к учебе настоящего; все же плохое и нехорошее ярко оттенить, подвергнув самой жесточайшей критике с выводами последствий и отнести в область старого и ненужного, как пережиток буржуазной армии, перешедший по наследству в пролетарские во-воруженные ряды. К таким недостаткам можно отнести индивидуализм, замкнутость, пьянство, обособленность, фанатизм, суеверие и много других ненормальностей, которыми был так богат царский Воздушный флот.

    Если мы поинтересуемся и посмотрим на тех, кто вел и продолжает вести борьбу со всеми ненормальностями, оставшимися от старого, неустанно проводя политическое воспитание личного состава Воздушного флота, то нам станет ясно, насколько трудно было при наличии объективных и субъективных условий вести работу среди главной массы летного и технического состава с традициями царской гвардии. Старый летный состав частенько говорил, что „рожденные ползать не должны летать»; многие из них совершенно забывали, что эта пословица претендует и на летунов.

    Комиссарско-политический состав из самой массы работников Воздушного флота проделал колоссальную работу, которую трудно учесть, настолько она была разнообразна и по своим методам и по индивидуальным приемам в деле политического воспитания личного состава Воздушного флота. Очень важно и необходимо отметить, что все работники далеко не имели достаточной политической подготовки и только в процессе работы при напряженных усилиях они вместе со всеми политработниками армии закалялись в борьбе и становились не на одну голову выше своих командиров и командно-летного состава, имевшего зачастую чуть ли не высшее образование.

    К концу гражданской войны, а именно в 1920 г., в масштабе РСФСР комиссарско-политический состав Воздушного флота представлялся в следующем виде:

    По возрасту:

    От 20 до 23 лет . — 23%

    От 24 до 27 — 38%

    От 28 до 30 лет — 22%

    От 31 до 35 лет — 11,5%

    По партстажу:

    До октября 1917 года — 13%

    с 1917 года — 5%

    с 1918 года — 36%

    с 1919 года — 31%

    с 1920 — 2,5%

    Как видно из приведенных цифр, большинство падает на возраст от 24 до 30 лет (60%), а если прибавить 11,5% старше 30 лет, то мы имеем больше 70% всего комиссарско-политического состава в зрелом возрасте и с большим военным и специальным стажем.

    По партийному стажу преобладающее большинство 54% имеют больше 2-х лет, при чем здесь приведены не полные сведения, а представлены лишь 83% общего количества.

    По социальному положению большинство падает на рабочих — 64%, незначительный % крестьян и 14% прочих.

    По образованию больше 70% приходится на кончивших начальную и высшую начальную школы с таким подразделением: начальную школу кончили 49,5%, высшую начальную 24% и лишь 14% имеющие техническое образование и 12% со средним и высшим, о политическом образовании никаких и намеков нет.

    Но и по указанным данным можно уже судить о политическом составе: он был по тому времени вполне удовлетворительным и состоял исключительно из пролетарского элемента.

    В последующие годы большинство указанного состава выбыло из рядов частей: некоторые ушли в специальные летные школы, другие, как уставшие, выбыли из строя, погибли, третьи, наконец, перешли на другие отрасли работы, и сейчас уже состав имеет немного другой характер.

    Помещая ниже сведения о комиссарско-политическом составе Воздухфлота Украинского округа по состоянию в 1923 году, мы имеем следующие цифры:

    По возрасту:

    от 20 до 23 лет — 27,6%

    от 24 до 27 лет — 38,4%

    от 28 до 30 лет — 20,5%

    от 31 до 37 лет — 13,5%

    По партстажу:

    До октября 1917 года — 2,3%

    с 1917 года — 6,9%

    с 1918 года — 20,5%

    с 1919 года — 36,4%

    с 1920 года — 25%

    с 21 — 22 гг. — 8,9%

    Как видно из сравнения указанных цифр, с периодом 1920 г. получается почти одинаковый состав по возрасту.

    По партстажу мы имеем уже прогресс к укреплению партийного состава и от 1920 года как-будто далеко ушли вперед, имея работников со стажем больше 8 — 4 лет около 70%, хотя фактически это укрепление пошло за счет старых партийцев с дооктябрьским стажем, ушедших на другую работу. В 1920 году их было 13% в республиканском масштабе, а в 1923 г. только 2,3% по Украинскому округу и, по всей вероятности, последняя цифра не увеличится и по другим округам.

    Следовательно, кажущиеся укрепление и увеличение партстажа комиссарско-политического состава в 1923 году, где входят в указанные цифры и политруки, явились следствием замены партийцев старой гвардии, с одной стороны, и бессменным пребыванием на своих постах комиссаров и политработников Воздушного флота с 1918 г., а с другой стороны, некоторых и с выборного начала в 1917 году. Это лишний раз подтверждает о той ненормальности „переваривания в собственном соку» работников Воздушного флота, на которых легла вся тяжесть работы политвоспитания личного состава.

    Теперь, если мы посмотрим на социальное положение и образовательный ценз, то получим такую картину:

    Рабочих: 56%

    Крестьян: 33%

    Прочих: 11%

    Кончивших начальную школу и высшую начальную школу: 61%

    Кончивших среднее учебное заведение: 36,8%

    Кончивших высшее учебное заведение: 2,2%

    Из них прошедших курсы и школы военного времени: 28%

    Из указанных цифр все же видно, что большинство падает на пролетарский элемент как по социальному положению, так и по образованию.

    И еще последние данные о стаже службы в Красной армии:

    с организации Красной гвардии и регулярной армии — 64%

    с 1919 г. — 27%

    1920 г. — 4,5%

    1921 — 22 гг. — 4,5%.

    указывают на большой практический и специальный опыт комиссарско-политического состава.

    Не перечисляя других сведений о названном кадре работников, вполне ясно, что освежение его по основным признакам и требованию момента происходило за счет такого же элемента, какой выбывал из рядов по тем или другим причинам.

    Заметное улучшение с образовательным цензом: против 12% в 1920 г. мы уже имеем в 1923 г. 39% . со средним и высшим образованием; кроме того, прошедших специальные и партийно-политические курсы и школы — 28%, что показывает на общее улучшение и укрепление политического аппарата.

    Дальнейшая подготовка комиссарско-политического состава и перехода его к единоначалию зависит от возраста и физического состояния работников, имеющих опыт работы в частях Воздушного флота. В этом отношении Воздушный флот сталкивается с некоторыми затруднениями. Большинство комполитсостава перешло уже возраст, да и достаточно измоталось, чтобы быть летчиками-командирами, а нелетающий летчик не может быть командиром части, и, таким образом каждый политработник должен быть использован только на профессиональной работе политработника, или же ему необходимо предоставить возможность заняться чем-то другим, используя его опыт работы в рядах Воздушного флота, а опыт старых работников лучше всего можно было бы использовать в учебных заведениях Воздушного флота, где идет подготовка будущих красных летчиков, командиров и, частично, комвоенкомов.

    Не останавливаясь в настоящем очерке на методах политработы в частях Воздушного флота вообще и в учебных заведениях в частности, необходимо отметить, что эта сторона требует большого внимания к себе и должна быть освещена со всех-сторон.

    Молодые здоровые коллективы летных школ — будущая воздушная завеса от наемных коршунов капитала.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *