" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    3 310 просмотров

    Русская историческая живопись

    На историческом фронте

    В залах Государственной Третьяковской Галереи открылась интересная выставка произведений русских художников, написанных на исторические сюжеты. Русское искусство за годы своего развития создало множество произведений, отражающих героическое прошлое великого народа.

    Борьба народных масс против шведских, польских, французских и других интервентов за свободу и независимость родной земли отражена в полотнах лучших мастеров русской живописи — В. И. Сурикова, И. Е. Репина, К. П. Брюллова, В. М. Васнецова, В. В. Верещагина и др.

    Русское искусство X — XVII вв: носило средневековый религиозный характер. Художники того времени были еще далеки от правильного понимания реальных исторических событий. В живописи изображались вымышленные чудесные события; подлинные исторические явления давались художниками чрезвычайно редко. Из произведений этой эпохи следует отметить «Древо государства Российского» С. Ушакова (1626 — 1682), изображающее пышное дерево, растущее в Московском Кремле и увешанное плодами с изображениями государственных деятелей. Здесь же показан Иван III, поливающий корни «Древа». Художник в символической форме изобразил историю Московского государства XV — XVII вв.

    После преобразований Петра I русское искусство приобретает светский, нецерковный характер. В XVIII в. русские художники усваивают изобразительные приемы передовой для того времени западно-европейской художественной культуры и создают самостоятельные образцы русского национального художественного творчества.

    В 1764 г. в Петербурге основывается Российская Академия художеств, в уставе которой говорилось: «Истинная и благороднейшая цель искусств состоит в том, чтобы сделать добродетель ощутительной, предать бессмертию славу великих людей, заслуживших благодарность отечества, и воспламенить сердца и разум к последованию». В центре исторической картины в этот период уже становится человек, его героические подвиги.

    Первым значительным русским историческим живописцем был Антон Лосенко (1737 — 1773), вышедший из народа. Его картины «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой» написаны на сюжеты античной мифологии и русской литературы XVIII в.

    После Лосенко в области исторической живописи работали Г. И. Угрюмов (1764 — 1823), автор картин «Возвращение Александра Невского с ледового побоища», «Взятие Казани» и «Богатырь Ян Устарь преодолевает ярость быка».

    Угрюмов был учителем А. Иванова (1776 — 1851), написавшего картины «Подвиг молодого Киевлянина» и «Мстислав Удалой», а также и знаменитого художника О. Кипренского (1783 — 1836), получившего при окончании Академии высшую награду за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле».

    Картина Иванова «Подвиг молодого Киевлянина» рассказывает о следующем событии, относящемся к 968 г. По летописному сказанию, печенеги в 968 г. подступили к Киеву. Русское войско, не зная о грозящей опасности, находилось по ту сторону Днепра. Чтобы известить Киевское войско об угрозе Киеву, юноша незаметно вышел из города с уздечкой в руках и в толпе печенегов спрашивал, кто видел его коня. Он был принят противником за своего воина. Дойдя до Днепра, юноша, сбросив одежды, переплыл реку и, добравшись до русских войск, передадим сведения о врагах. Киев был спасен.

    Картина Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле» изображает момент, когда очнувшийся после тяжелого ранения предводитель русских войск великий князь Дмитрий узнает о победе над татарами. Здесь же рисуется и второй эпизод: русские воины ищут великого князя в поле среди убитых и раненых. Старик-крестьянин указывает рукой на лежащего под деревом Дмитрия. (Полотна этих мастеров пользуются неизменным успехом среди ценителей, желающих купить картину для своей коллекции русской живописи – прим. Ред.).

    В первой половине XIX в. профессор Академии В. К. Шебуев (1777 — 1855) написал картину «Расстрел партизан-поджигателей Москвы в 1812 году». В это же время К. П. Брюллов (1799 — 1852) работал над созданием грандиозной эпопеи, изображающей всенародную защиту Пскова от войск польского короля Стефана Батория в 1581 г.

    Картина Брюллова «Осада Пскова» рисует взрыв «свиной башни», где засели поляки, и атаку русских против захватчиков. В ожесточенной схватке принимает участие все население города. Юноша, готовый броситься в схватку, прощается с молодой девушкой. Мать благословляет сына, идущего в бой с неприятелем. Картина как бы иллюстрирует отважный патриотический ответ псковичей на предложение Батория сдаться.

    Особое внимание на выставке привлекают батальные картины художника Коцебу, ранее находившиеся в бывших дворцовых помещениях и музейных кладовых. Большой холст «Конец Полтавского сражения», а также «Переход Суворова через Альпы», «Переход русских войск через Чортов мост» и другие полотна на сюжеты военной истории России составляют один из важных разделов выставки русской исторической живописи. «Конец Полтавской битвы» рисует апофеоз русских войск, сломивших военное могущество шведов в бою под Полтавой. Многочисленные знаменосцы неприятеля склонили свои знамена перед Петром I, прискакавшим на коне на поле сражения. Русские и шведские солдаты приветствуют победителя. Позади, в широкой перспективе поля, рисуются отдельные эпизоды боя, уже клонящегося к концу.

    14 сентября 1799 г. армия Суворова, шедшая из Италии в Швейцарию через Альпы, совершила переход через Чортов мост, переброшенный на высоте около 25 метров через ущелье горного потока. Переход совершался под огнем неприятеля.

    Картина Коцебу рисует эпизод, когда, прорвавшись через первую арку моста, русские солдаты перебираются через разрушенную французами вторую арку по самодельным мостам, сделанным из бревен. Неприятель отступает.

    Интересна также его картина «Взятие крепости Нотебург». Нотебург — это шведская крепость на правом берегу Невы, взятие которой открывало России путь к: морю. На картине изображена переправа русских войск к горящей крепости. В центре изображения — фигура Петра, который указывает на крепость, определяя направление удара русских войск. Возле Петра — его генералы. Меньшиков, положив бумагу на барабан, записывает распоряжения Петра.

    В середине XIX в. на художественную арену выступила целая плеяда живописцев-реалистов. Эти художники получили название «передвижников», так как они устраивали передвижные выставки в столице и провинции. Историческая живопись в руках передвижников стала орудием изобличения мрачных сторон прошлого.

    Зачинателем новой исторической живописи явился художник В. Г. Шварц (1838 — 1869), автор известной картины «Вешний поезд царицы на богомолье».

    Вершиной передвижнического направления в русском искусстве было творчество великого художника И. Е. Репина (1849 — 1930). В «Царевне Софье» и в знаменитой картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Репин с потрясающей силой раскрыл жестокий произвол и бесчеловечность самодержавия.

    Следующим выдающимся историческим полотном Репина явились «Запорожцы». Художник воссоздал в этой картине овеянные легендами образы лихих запорожских казаков, самоотверженно боровшихся против польских, татарских и турецких поработителей.

    В 80-х годах рядом с Репиным вырастает колоссальная фигура В. И. Сурикова (1848 — 1916), творчество которого представляет собой еще непревзойденную вершину в области исторического жанра. Суриков создал проникновенные полотна на темы народных движений прошлого.

    «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», затем «Покорение Сибири», «Переход Суворова через Альпы» и «Степан Разин» не имеют себе равных в русском искусстве по глубине содержания. Композиционный размах, могучая красота национального типажа и захватывающая сила колорита ставят полотна Сурикова в ряд самых выдающихся явлений мирового искусства.

    Большую известность в народе получили произведения В. М. Васнецова (1848 — 1926), воплощавшего в своих произведениях народный эпос и сказки.

    В 90-х годах XIX в. известный живописец В. В. Верещагин создал большую серию картин на темы отечественной войны: 1812 г. Художник воспроизвел ряд главнейших эпизодов этой войны: «Отступление великой армии», «Бородинское сражение», «Расстрел поджигателей», «Наполеон на Кремлевских стенах». В картинах «Партизаны. Не замай, дай подойти», «С оружием в руках — расстрелять» Верещагин показал народный характер войны с иноземными захватчиками в 1812 г.

    Художники-реалисты второй половины XIX и XX вв. создали целую галерею исторических полотен, представляющую большой научно-исторический и художественный интерес. Художественная убедительность их произведений в значительной мере объясняется тем, что живописцы-реалисты в лучших своих картинах запечатлели образы, созданные самим народом; они воплотили народную любовь к национальным героям, народный гнев против врагов и угнетателей нашего отечества.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *