" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    219 просмотров

    Школа и кино

    Кино, этот мощный фактор социального воспитания и умственного развития, является до сих пор почти неиспользованным для школ Республики. Совершенно необходимо заполнить этот недопустимый пробел в жизни как городской, так и деревенской школы. Руководящие органы, при ближайшем участии Главсоцвоса НКП, должны проявить максимум энергии и инициативы, чтобы ускорить процесс установки кино «лицом к школе», с удалением всех нежелательных и вредных сторон его воздействия на подрастающий молодняк СССР.

    Значение кинематографа для школы — громадно; область его воздействия на детей — безгранична; это великая сила в руках педагогики но при условии всестороннего изучения этой силы педагогами и уменья, пользоваться ею, как следует.

    Общепризнано теперь, что художественное воспитание, включающее все виды искусств, должно пронизывать всю жизнь и всю комплексную работу школы, а мы знаем, как высоко ставил кино в ряду искусств В. И. Ленин, заявивший что «из всех искусств, самое важное для России — кино».

    Педагогическая мысль в течение последних 2 — 3-х лет неотступно бьется в круге вопросов по кино для школы но моменты введения их в практику жизни всецело зависят от проведения предварительной работы законодательного и производственного характера.

    Совершенно необходимо принципиально поставить вопрос не только по кино для детей и подростков, но и по общим кино в государственном масштабе. Специальное «положение» по кино для детей не может решить серьезнейшей педагогической проблемы без оздоровления общих кино, без внедрения советской идеологии в их работу. Никакие законодательства, никакие запретительные системы и ограничения о посещении кино детьми и опыты регламентации детских кинофильм не спасут детей и подростков от развращающего влияния общих кино, оздоровление которых должно стать задачей дня.

    Отметим конкретно, какая опасность грозит ребятам от посещения общих кино. Общеизвестна колоссальная тяга детей в кинематограф. Дети-«киношники» используют зачастую все дозволенные и недозволенные средства, чтобы ежедневно посещать кино. Страсть эта принимает иногда острые и опасные формы как для физической, так и душевной жизни детей.

    У нас, в Республике, почти повсюду посещение кино детьми носит ужасающе беспризорный характер.

    Организованные посещения кино дет. учреждениями — редкое явление, так как почти нет ни специальных детских кинотеатров, ни детского кинорепертуара. Дети всяких возрастных групп посещают кино или в одиночку, или с товарищами, обычно тайком от родителей или воспитателей. Выбор кинолент зависит, таким образом, от самих детей. Не трудно установить, что излюбленным репертуаром, как в Западной Европе, так и у нас, являются кинопьесы сенсационного характера, преступления, убийства, воровские проделки, мелодрамы, похождения сыщиков и бандитов; затем батальные картины, приключения и комические сцены, в бульварно-сенсационном духе, иногда губительно отражающиеся на психической природе детей.

    Частое посещение кино приносит прямой вред для здоровья еще несложившихся детских организмов. Дети обычно сидят близко к экрану (на дешевых местах), отчего страдает зрение; длиннота сеансов, душный воздух и плохое освещение в кинотеатрах, позднее возвращение домой, недосыпание — все в общем в сильной мере переутомляет детей и расточает их силы.

    Нельзя так же обойти молчанием вопрос чрезвычайной важности для детей переходного возраста. Так, частый просмотр картин всевозможных любовных авантюр, дающихся иногда с грубым реализмом, оказывает губительное развращающее влияние на детей, преждевременно пробуждает в них половой инстинкт, содействует иногда половой извращенности и разрушает чувство стыдливости.

    Поскольку движение к установлению норм государственного порядка по вопросу оздоровления советского кино для взрослых находится еще в стадии перелома, необходимо безотлагательно провести в жизнь ряд временных ограничений о посещении детьми кинематографа для взрослых.

    Возраст детей, подлежащий охране органами Соцвоса определяется в 16 лет, и посещение кинематографа детьми этих возрастных групп должно находиться под постоянным контролем Соцвоса.

    Было бы целесообразно совершенное запрещение посещений кино детьми до 8-летнего возраста, хотя бы и в сопровождении родителей или воспитателей.

    Для детей и школьников с 8 до 13 лет возможно посещение киносеансов, допущенных педагогической цензурой органов Соцвоса, но при непременном условии сопровождения их взрослыми.

    Подростки от 13 до 16 лет могут быть допущены в общие кино при условии предварительного анонсирования и контроля киносеансов, пригодных для детей.

    Длительность киносеанса не должна превышать 2-х часов для подростков и 1 часу — для детей младших возрастов.

    Частое посещение кино детьми (более 2-х раз в неделю) признать недопустимым, как вредно отзывающееся на их здоровье и срывающее школьную работу.

    Учитывая, что кампания начатая по вопросам кино и своевременно поддержанная постановлением XIII партсъезда, не замедлит повести к улучшению кинодела в Республике, Главсоцвос о своей стороны должен употребить максимум напряжения сил для уточнения проблемы, связанной с работой по кино в школе. Все нужные для этого силы должны быть мобилизованы.

    Какая новая, увлекательная задача — для педагогов, врачей, педологов, психологов, художников и других специалистов по этому вопросу!

    Строить развитой и углубленный план в государственном масштабе по овладению кино для школы — дело будущей КиноСекции или КиноКомиссии при Главсоцвосе. В настоящей же статье можно лишь наметить те перспективы, которые открываются при правильной постановке работы по кино в школе.

    Основываясь на том, что кино является для детей не только увлекательным развлечением — зрелищем, но и, в большей степени, элементом воспитания к просвещения, можно и нужно со всей энергией и настойчивостью максимально использовать кино для образовательных и воспитательных целей школы, для чего тщательно организовать механическую и техническую сторону, любовно и бережно относиться к сеансам для детей; главное-же выпрямить идеологическую сторону дела. Нужно добывать фильмы, педагогически и художественно ценные, а также привлекать лучших специалистов для создания сценариев по ряду научных дисциплин (обществоведение, естествознание, биология, анатомия, физика, география, гигиена, санитария и др.) В центре внимания необходимо поставить пропаганду работы на пришкольных участках: сельско-хозяйственный труд и производство.

    Все элементы, собранные экраном, нужно четко и умело демонстрировать при наличии подробного текстуального сопровождения, и тогда вся живая действительность, в ее мощном процессе коммунистического строительства приблизится к детям, будет ими воспринята без труда и напряжения, запомнится навсегда и лучше, чем сухой доклад или лекция.

    С целью учета существующего кинорепертуара для детей, необходимо создание в центре особого учреждения — школьной кинотеки, где всегда можно было бы получить кинопедагогическую ориентировку, устанавливающую, что у нас имеется по разным областям школьных знаний и что нужно добывать или множить. Множить педагогически ценные фильмы образовательного и воспитательного характера (а таковые у нас уже имеются) надо без промедления и в большом количестве. Необходимо удовлетворить такими кинофильмами не только школы городов, но, главным образом, деревенские школы. Для низовой, массовой школы значение кино — безмерно, и проведение систематической школьной киноработы в деревне является задачей дня.

    Путь в деревню уже проложен кинопередвижкой Главполитпросвета. Это — хороший и ценный попутчик для Главсоцвоса. Можно с уверенностью сказать, что кинопередвижка не повезет в деревню какую-нибудь «Монику» или «Миллион за ужин», а даст захолустной деревне исключительно здоровую советскую фильму, продукт советского киноискусства, с ориентировкой на агитпропаганду, на темы революционного, производственного, сельско-хозяйственного, санитарного характера; просмотр этих картин так же нужен для деревенского школьника, как и для взрослого населения. Если Главсоцвос прибавит сюда киноленты на специально-образовательные школьные темы или фильмы с комическим сюжетом, но со здоровым смыслом или сатирой, или картины с волнующими эпизодами гражданской войны, то все это в равной мере интересно и для взрослого населения, и с увлечением будет смотреться и детьми.

    Над вопросом объединения работы Главполитпросвета и Главсоцвоса по кино в деревне и школе нужно серьезно задуматься. Оба главка достаточно сильны, чтобы поднять и с успехом провести эту большую работу.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *