" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    163 просмотров

    Учебно-опытные стрельбы по самолёту и по буксируемому им рукаву

    («Школы стрельбы зенитной артиллерии»)1

    Артиллерия против воздушных целей, несмотря на возникновение ее лишь во время последней войны, Завоевала права гражданства на том же основании, что и ее могущественная старшая сестра — артиллерия против земных целей; поэтому и ей необходимы маневры и школы стрельбы Они ей даже более необходимы, так как после необыкновенно быстрого развития артиллерия зенитная должна обосновать свое будущее на верных базах и, в частности, иметь свои приборы, методы стрельбы и применения. Что касается до ее маневров совместно с другими родами войск, то ее выступление было «робким».

    Действительно, очень многочисленны те гарнизонные маневры и военные игры, в которых она участвовала, и ее имя до сих пор появлялось лишь в темах военных игр на картах большого масштаба. В этом отношении она подверглась доле новичка, который не имеет связей и должен сам зарекомендовать себя.

    Иначе обстоит дело со школами стрельбы. 1921 год видел в авиалагере КАЗО первые упражнения стрельбы из орудий против настоящих самолетов, а 1922 год видит на этом самом поле оборонительные стрельбы против самолетов войсковых во время учения, по примеру войск старой коренной артиллерии.

    Основание первых школ стрельбы имело свои трудности.

    Кто говорит о школах стрельбы, говорит и о цели, и если легко создать цель для стрельбы на земле, то не так-то это легко для стрельбы в воздух, т. к. самолет без пилота, в который можно было бы безнаказанно стрелять, — еще далеко не реальность. Сперва думали стрелять по воздушным змеям и аэростатам, но эти цели слишком отличались от действительных целей — самолетов. Надо было решиться стрелять в самые самолеты, но так как на каждом из них есть пилот, то появляется задача: выполнять стрельбу с уверенностью не задеть их самих, и стрельбу такую, которая дала бы, по крайней мере, впечатление действительной. Задача, повидимому, неразрешимая, и она была разрешена не без остроумия.

    Но теоретическое решение вопроса еще не все. Надо было дойти до практического осуществления и убедить в возможности этого исполнителей. Если артиллеристу трудно решиться на столь рискованную стрельбу, то еще труднее убедить летчиков, которые помнят случаи неудачной стрельбы во время войны и не отличаются достаточным доверием к артиллеристам, чтобы летать без риска в зоне взрывов. Результат был достигнут благодаря, с одной стороны, самопожертвованию пилотов, которые, тщательно изучив условия задачи, решились показать пример, а также благодаря компетенции первых артиллеристов, которые будучи, уверены в материальной части и личном составе своих батарей, сделали пробу.

    Много значили чисто товарищеские отношения между летчиками и артиллеристами; офицеры, живя бок-о-бок в одном лагере, могли обсуждать вопросы совместно и взаимно убедиться в успехе. Разберем последовательно следующие виды стрельбы по самолетам.

    1. Стрельба с ограниченной высотой.

    Для того, чтобы навести орудие на самолет, надо знать три элемента: азимут, местоположение и расстояние, относящиеся к данному самолету. Мы знаем, что азимут и местоположение даются орудию автоматически прямой наводкой на самолет. Расстояние, вследствие того, что оно не могло быть определено точно, в виду отсутствия точных приборов на большие расстояния, высчитывалось как функция местоположения и высоты самолета; эта величина определилась в метрах формулой.

    Формула 1В стрельбе с ограниченной высотой, в предыдущей формуле, для определения расстояния заменяют истинную высоту h ограниченной высотой h’, которую берут приблизительно равной 2/3 первой; получается: Формула 2

    Стрельба происходит без опасности для пилота по фиктивной точке А», которая, имея тот же азимут и то же положение, что и самолет, находится на прямой РА, идущей от орудия к самолету, на расстоянии от орудия, равном 2/3 расстояния самолета.

    Рассмотрим наблюдение стрельбы: т. к. фиктивная цель А’ проектируется на самолете А, то очевидно, что угловые Стрельба по самолёту. Схема 1отклонения в направлении и местоположении разрывов будут те же, высчитаны ли они по отношению к самолету, при чем они кажутся теми же, если б действительно стреляли по нему. Не так обстоит дело с наблюдением расстояния разрыва, которое должно заключаться в проверке того, чтобы разрывы происходили на 2/3 расстояния самолета. Осуществить это не трудно: достаточно измерить высоту разрыва и сравнить ее с высотой самолета, Если высота разрывов равна 2/3 высоты самолета, то значит, стрельба хороша в смысле дальности; если высота меньше — будет недолет; если больше — перелет. Фиг. 1 ясно показывает это очевидное явление. Стрельба с ограниченной высотой дает впечатление настоящей стрельбы; разрывы происходят в направлении самолета, так как при взгляде на небо впечатление перспективы теряется, то и кажется, что разрывы происходят вблизи самолета.

    Метод стрельбы с ограниченной высотой есть прекрасный метод для школ стрельбы, хотя он имеет свои технические трудности, о которых не приходится распространяться здесь. Главное затруднение в том, что он не допускает стрельбы на большие высоты, т. к. максимальная высота, которой можно достигнуть, не должна превышать 2/3 нормальной высоты самолетов.

    Стрельба по самолёту. Схема 2Выше было сказано, что стрельба с ограниченной высотой безопасна для пилота, т. к. разрыв происходит на 2/3 расстояния самолёта. Но во избежание случайностей эту безопасность сделали абсолютной. Вспомним, что кривая безопасности орудия для данного снаряда есть геометрическая линия IJBL (фиг. 2) всех траекторий, соответствующих различным углам стрельбы. Из этого вытекает, что снаряду невозможен доступ за кривую безопасности. Безопасность самолета будет обеспечена, если он всегда будет находиться за пределами этой кривой. Проверить положение самолета по отношению к кривой безопасности легко. Фиг. 2 показывает ясно, что для этого достаточно сравнить величину его положения S с величиной положения s точки встречи горизонтальной высоты h с кривой безопасности. Существуют таблицы, дающие величину S для всех высот. Ежеминутно измеряют высоту и местонахождение самолета и проверяют, чтобы это местонахождение было меньше соответствующего S. Таким образом держат самолет в наиболее благоприятной зоне, заставляя его приближаться или удаляться посредством сигнализации с земли.

    2. Стрельба, измененная в направлении на 180°.

    Стрельба по самолёту. Схема 3Если наблюдатель смотрит через две призмы с полным отражением на освещенный предмет а, помещенный сзади его (фиг. 3), то изображение этого предмета будет видно в точке А перед наблюдателем. Действие двух призм дает изменение направления на 180°, т.-е. дает изображение а’ вместо предмета а. Эта особенность использована в методе стрельбы, измененной в направлении на 180°. При этом методе оптический прицел орудия устраивается таким образом, что изображение самолета А получается в точке А’ (фиг. 4), положение которой то же самое, но азимут отмечается на 180° от азимута самолета Наводчик будет следить за самолетом в окуляр повернувшись к самолету спиной, и наведет орудие на фиктивную точку А’. Стрельба будет происходить из орудия вперед, тогда как самолет будет находиться сзади. В этом случае безопасность пилота будет абсолютной. Но как наблюдать за стрельбой? Наблюдение будет происходить относительно к фиктивной точке А’, симметричной самолету относительно вертикальной линии от орудия; А’ имеет то же самое местоположение и расстояние, что и самолет, но отделена с изменением направления от него на 180°. Определение расстояния разрыва производится так же, как и в предыдущем методе, — измерением высоты разрывов.

    Стрельба по самолёту. Схема 4По фиг. 4 видно, что если высота разрывов равна высоте самолета, то орудие будет попадать в цель. Недолет или перелет определится в зависимости от того, будет ли эта высота меньше или больше высоты самолета. Чтобы верно определить направление и местоположение, нужно, так сказать, зафиксировать линию РА’ (фиг. 4). Это достигается употреблением специального прибора для наблюдения. Прибор этот (фиг. 5) состоит из зрительной трубки и линеечки, подвижных вокруг горизонтальной оси О, которая сама двигается вокруг вертикальной оси ОМ. Движения трубки и линейки так связаны между собою, что их оси остаются всегда симметричными относительно к вертикальной линии ОМ. Из этого следует, что, если трубки наведены на точку А в пространстве, то ось линеечки будет автоматически пройдена точкой А, симметричной А относительно вертикальной линии ОМ. Если, в частности, точкой А будет самолет, ось линеечки автоматически фиксирует направление РА (фиг. 4). Определение направления и местоположения делается тогда следующим образом.

    Стрельба по самолёту. Схема 5Линеечка RR имеет в R прорезь для глаза и в R’ — решетку. Помощник наблюдателя держит трубку, наведенную на самолет, а наблюдатель, приставляя глаз к прорези R, оценивает отклонения в направлении и местоположении относительно центра решетки. Метод стрельбы, отдаленной с изменением направления на 130°, имеет преимущество над первым способом, п. ч. допускает стрельбу на все высоты как большие, так и малые. Далее, в виду абсолютной безопасности для пилота, только этот метод допускает ночную стрельбу. Но недостаток его в том, что он позволяет следить за стрельбой лишь наблюдателям, располагающим специальными приборами, и поэтому не представляет никакого интереса для других лиц, которые тоже видят разрывы, но впереди орудия, тогда как самолет находится сзади. Этот недостаток отчасти уменьшен после того, как сделаны приборы, доступные для пользования многим наблюдателям одновременно.

    3. Стрельба по буксируемому самолетом рукаву.

    Стрельба по самолёту. Схема 6Стрельба по самолёту. Схема 7В этой стрельбе целью является рукав, наполненный воздухом и буксируемый самолетом. Наблюдение производится относительно самой цели. Результаты могут быть констатированы в виде числа попаданий в рукав. Стрельба по буксируемому рукаву, которая кажется a priori наиболее близко стоящей к условиям действительной стрельбы, отличается от нее более, чем обе стрельбы предыдущих методов. С одной стороны, самолет, стесненный рукавом, который он тащит, не свободен в высоте и скорости. С другой стороны, безопасность летчика требует, чтобы угол МРА (фиг. 6), где Р представляет орудие, был бы как можно больше, т. е. чтобы самолет следовал по направлению, близкому перпендикулярному к оси стрельбы. Из фиг. 7 ясно, что если самолет следует по направлению, очень наклоненному к О и стрельбы, то ошибка в расстоянии относительно длины AM, равная всего только 700 метрам, даст попадания очень опасные для самолета. Стрельба по буксируемому рукаву есть стрельба по цели медленной, с небольшой высотой и дефилирующей перед орудием; эта стрельба легка в техническом смысле. Ее нужно предоставить показательной и конкурсной стрельбам. Безопасность пилота легко обеспечить. Она будет абсолютной, если в момент выстрела ось орудия проходит сзади самолета А (фиг. 8), так как в течение времени t, необходимого снаряду, чтобы пройти расстояние до цели, самолет удалится из возможной зоны разрыва на пространство Vt, которое не может быть меньше 500 метров. Для этого достаточно поставить сзади орудия наблюдателя, который ежеминутно проверял бы положение оси орудия и позволял бы стрелять лишь тогда, когда выполнено вышеуказанное условие. Приемы школы стрельбы зенитной артиллерии проходились в июне и ноябре 1921 г. очень старательными стрелками под управлением опытных офицеров и дали блестящие результаты.

    Стрельба по самолёту. Схема 8Особенно удачными были стрельбы по буксируемому рукаву. Зенитная артиллерия с ее материальной частью и настоящими методами, которые зарекомендовали себя в последние месяцы войны, должна быть особенно сильна (во всяком случае, против самолетов средней скорости полета), при условии, что она будет обслуживаться образованными офицерами и прислугой. вполне приученной к обращению с материальной частью.

    Этого условия не должны забывать те, кому придется нести ответственность за организацию противовоздушной стрельбы в будущем.

    Примечания:
    1. Фонтэн. 1922 г. []
    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *