" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    378 просмотров

    В Академии им. М.В.Фрунзе

    Большая научно-исследовательская работа ведется профессорско-преподавательским составом Военной ордена Ленина и Красного знамени академии имени М. В. Фрунзе. Профессора и преподаватели академии работают над учебниками, монографиями и очерками из военной истории. Проф. полковник Е. А. Разин работает уже несколько лет над многотомным учебником по истории военного искусства. Сейчас он готовит к печати III том своего труда, который охватывает военное искусство периода победы и утверждения капитализма — 1789 — 1870 гг. Первые два тома учебника полковника Разина, объемом в 40 печатных листов, уже изданы Воениздатом в 1939 — 1940 гг. Первый том охватывает древнее рабовладельческое общество, а второй — эпоху средневекового феодального общества.

    Интересную работу пишет проф. комдив Корсун. Его труд посвящен разбору военных действий на кавказском театре во время империалистической войны 1914 — 1918 гг. Особый интерес представляет анализ операций 1916 г.: Эрзерумской, которая была проведена в горах в суровых зимних условиях; Трапезундской, которая характерна организацией десантов, обходными маневрами крупных сил; Огнотской операции, замечательной встречными сражениями в горах.

    Доцент комбриг Жемайтис работает над созданием большой монографии по истории русской конницы. В своем труде он исследует историю конницы, начиная от Дмитрия Донского и включая прославленную конницу Красной Армии.

    Ассистент комбриг Ашахманов заканчивает исследования на тему «Борьба за независимость туркменского племени Тэке в 1880 — 1881 гг.». Тов. Ашахманов в своем труде показывает характер среднеазиатского театра военных действий, жизнь и быт племени Тэке, боевые действия, осаду и штурм крепости Денгаль-Тэке.

    Майоры-ассистенты Болдырев и Висниковский работают над оперативным очерком гражданской войны в Испании (1936 — 1939 гг.).

    Хроника

    Артиллерийский исторический музей РККА в Ленинграде располагает богатейшим архивом по истории русской артиллерии. Архив содержит около 13 тысяч всяких рукописных материалов, охватывающих период с XVII века до начала нашего столетия. Документы этого фонда отражают не только важнейшие этапы развития артиллерии, но и дают ценнейший материал по другим вопросам истории нашей родины.

    Среди архивных материалов следует отметить никогда не публиковавшиеся и до сих пор не изученные летописи войн и боевых походов. В документах петровской эпохи обнаружены представляющие большой исторический интерес автобиографии Меншикова, Якова Брюса и других сподвижников Петра.

    Бородинский военно-исторический музей работает над новой интересной экспозицией, которая должна будет осветить стратегические замыслы Бородинского сражения и битвы под Малоярославцем. В музее будет выставлено много малоизвестных, не исследованных еще документов. Среди них донесение Кутузова от 4 сентября 1812 г. В этом донесении Кутузов дает следующую оценку избранной им позиции перед Бородинским сражением:

    «Позиция, в которой я остановился при сем-Бородине, в 12-ти верстах впереди Можайска, одна из наилучших, какую только на плоских местах найти можно-. Слабое место сей позиции, которое находится с левого фланга, постараюсь я исправить посредством искусства.

    Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, в таком случае имею я большую надежду к победе; но ежели он, найдя мою позицию крепкою, маневрировать будет по дорогам, ведущим к Москве, тогда должен буду итти и стать позади Можайска, где все сиги дороги сходятся».

    Этот документ наряду с выставленными в музее картами, схемами и макетами показывает, что Кутузов сознательно расположил на левом фланге перед сильнейшим противником небольшую армию Багратиона, вовлекая этим главные силы французов в узкий проход между селом Бородино и Утицким лесом. Здесь французы могли действовать лишь лобовыми атаками, и Наполеон во время сражения лишился возможности использовать перевес в силах для обхода русской армии. Ход Бородинского сражения, хорошо показанный в подливных картинах, рисунках и малоизвестных документах участников исторического боя, оправдал предвидения Кутузова.

    Кутузов, как известно, дал еще одно замечательно стратегически обоснованное сражение под Малоярославцем, где Бородинский музей организует свой новый филиал. Здесь также будут экспонированы картины, схемы, гравюры. Замечательная оценка сражения при Малоярославце дана Кутузовым в разговоре об этом сражении с одним из пленных французских генералов:

    «При Малоярославце я с вами сразился для того, что мне нужно было заставить вас итти тою дорогою, которая была опустошена вами же; я был уверен, что кроме нескольких деревянных изб вам разрушать уже более нечего… Как пленных, так точно и я вас, вел от Вязьмы до Смоленска; от меня зависело истребить вас еще до прибытия в сей город; но я, уверенный в вашей гибели, не хотел жертвовать для сего ни одним из своих солдат… Вот как мы, северные варвары, сохраняем людей!».

    По решению Совета народных комиссаров РСФСР в городе Кизляре и селе Черный Рынок на месте героических боев 11-й красной армии будут сооружены памятники.

    Сейчас крайсоветом одобрены и утверждены для дальнейшей разработки два варианта проекта архитекторов Арцатбаньяна и Карабанова. Вариант архитектора Арцатбаньяна — это памятник высотой в 14 м. Лицевая сторона пьедестала, который должен быть выполнен из серого карачаевского гранита, украшена барельефами на темы из боевых эпизодов 11-й красной армии и мемориальными досками. Памятник венчает скульптурная группа: рабочий, партизан и красноармеец. Архитектор Карабанов предлагает высотную композицию квадратной формы. Памятник состоит из высокого подиума, стороны которого украшены барельефами на темы из героической борьбы 11-й красной армии. В центре подиума расположен пьедестал и на нем обелиск. По сторонам обелиска установлены четыре скульптуры: красноармеец, рабочий, крестьянин и горец. Памятник должен быть сооружен из камня и облицован гранитом. Высота его вместе с обелиском — до 25 м.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *