" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    1 181 просмотров

    Военные экспонаты Государственного исторического музея

    Историческое оружиеведение, история военной техники и собственно военная история в главных ее разветвлениях богато представлены в Государственном историческом музее (ГИМ). Достаточно указать на то, что в 1927 г. в ГИМ влился (сначала в качестве филиала, а затем в виде отдела) Бытовой военно-исторический музей, который был образован из полковых музеев царской армии. Таким образом, в распоряжении музея оказались библиотечные, архивные и музейно-вещевые фонды таких старых полков, как лейб-гвардии Преображенского, Астраханского, гренадерского, Киевского гусарского и др.

    Если все это присоединить к основным фондам ГИМ, то можно сказать, что поле собраний мирового значения: Московской оружейной палаты, Артиллерийского исторического музея и Государственного Эрмитажа, следующее место по богатству военно-исторического материала принадлежит Государственному историческому музею.

    Четко систематизированные ряды орудий и оружия каменного, бронзового, раннего железного веков, экспозированные в музее, дополненные иллюстрациями, макетами и муляжами, вплотную подводят знакомящегося с этими экспозициями к древнему периоду русской истории — Киевской Руси.

    Здесь имеется раскопочный материал таких знаменитых курганов, как «Черные могилы», «Гнездовский могильник» и др. Этот материал дает возможность ознакомиться с древними образцами норманнского вооружения, с одной стороны, а с другой с остатками оружия степных кочевников, захватывавших южнорусские степи. На основании этих материалов можно уяснить, на каком перекрестке культурных путей лежала Киевская Русь; по этим путям в Киевскую Русь проникли с запада меч, а с востока — сабля, лук и кольчуга. Такое географическое положение давало возможность Киевской Руси выбирать наиболее удобные образцы вооружения и предметы военного обихода и в некоторых случаях итти впереди Западной Европы. Кольчуга была известна у нас раньше, чем на западе, тяжелый меч сменился более легкой саблей, а тяжелого закрытого шлема, которым пользовались западноевропейские рыцари, старая Русь вовсе избежала.

    Вещевой материал по русскому средневековью вообще очень скуден, и не только в ГИМ. Такие важные события из военной истории, как «Ледовое побоище», «Куликовская битва», трудно показать в образцах оружия. Сохранилась одна кольчуга, найденная на Куликовом поле; в оружейной палате есть шлем князя Ярослава Всеволодовича с остатками кольчуги — вот и весь вещевой материал на эту тему (копия этого шлема экспозирована в ГИМ). Ни одной паспортной сабли этого времени до нас не дошло.

    Из огнестрельного оружия надо отметить небольшую медную пушку XV века работы ближайших учеников Фиораванти. Каменные ядра больших размеров говорят об огромных калибрах бомбард, которыми так увлекались в XV и начале XVI веков как на западе, так и у нас.

    Эпоха Ивана IV представлена образцами оружия более богато; экспонаты этого времени уже начинают повествовать о состоянии военной техники. Сохранились запальные пищали, островерхие шлемы, наконечники копий. Из именных вещей следует отметить кольчугу-байдаку дьяка Ивана Григорьевича Вороткова, талантливого военного строителя и ближайшего помощника Ивана Грозного по инженерной части во время Казанского похода. Так, крепость Свияжск была им построена на глазах у казанцев в течение 10 дней; для этого он зимой рубил башни в верховьях Волги близ Углича, затем в разобранном виде пригнал материал на судах по Волге под Казань к устью Саияги и там быстро выстроил опорный пункт для начала операций.

    Осаду Казани можно себе представить уже вполне конкретно благодаря такому драгоценному памятнику, как рукопись «Царственной книги» придворной летописи, излагающей события времен Василия III и Ивана Грозного, снабженной великолепными миниатюрами. Рукопись носит на себе следы редакционных поправок, сделанных возможно рукой самого Ивана Грозного. Во всяком случае иллюстрации эпизодов Казанской осады даны так выразительно и реалистично, что облегчают понимание многих деталей военной техники; видно, например, что стрельцы имели в те времена остроконечный шлем с бармицей (позже, к XVII веку, стрельцы шлемов уже не носили). Среди артиллерии легко различить пушки и мортиры; хорошо изображен подкоп и взрыв деревянных казанских стен.

    Экспозиции Ливонских войн Ивана Грозного позволяют сличать оружие московской Руси с западноевропейским: кольчуга, не стесняющая движений (доспех воина московского поместного ополчения) противопоставлена  сплошному доспеху рыцаря.

    «Смутное время» — эпоха крестьянских войн и польской интервенции начала XVII века — богато представлено именным оружием видных деятелей этого периода: палаш Шуйского, сабля Пожарского, пищаль Катырева-Ростовского, клинок палаша боярина Измайлова. Это было время массового проникновения в Россию западноевропейской военной техники. Польское и шведское оружие дает представление о тех сдвигах, которые произошли в Европе к этому времени, когда феодальная конница безвозвратно уступила свое место наемной пехоте.

    Здесь же показано русское строевое фитильное ружье, каким вооружались стрельцы в XVII веке.

    В следующих залах музея даны образцы стрелецких ружей уже конца XVII века с кремневыми замками, колесным и ударным. Сличение систем фитильного и кремневого ружей лучше всего показывает те невероятные, с нашей точки зрения, трудности, которые приходилось преодолевать стрелку из фитильного ружья; манипулировать с ружьем, имея на руках и порох в рассыпанном виде и горящий фитиль, мог только чрезвычайно искусный, исключительно привычный человек. Эта выучка давалась не столько муштровкой, сколько втянутостью и строгим отбором. Этим объясняется как замкнутый, цеховой характер наемных стрелковых отрядов, так и потомственность стрелецкой службы.

    Кремневый замок, упростив обращение с ружьем, позволил перейти к иным принципам пополнения и организации войск.

    Переход к европеизированной армии XVIII века показан так называемым «полком иноземного строя», в котором пехота организована, строго придерживаясь принципа разделения на пикинеров и мушкетеров. Такого разделения у стрельцов не было, и этим они как будто предвосхищают будущую структуру пехоты XVJJI века. Первое печатное руководство по военному делу на русском языке «Устав и хитрости ратного строя пехотных людей», составленное по приказанию царя Алексея Михайловича по немецким источникам в 1647 г., является уже настоящим теоретическим обоснованием четких тактических форм «венгерского» боевого порядка.

    Показанное рядом с вооружением солдатских, драгунских и рейтарских полков вооружение дворянского поместного ополчения, носящее на себе яркий восточный отпечаток, для второй половины XVII века является уже значительно отсталым.

    Количество экспонатов, рисующих военную реформу Петра, не соответствует значению этой реформы в истории России; это объясняется как недостатком экспозиционной площади, так и относительной бедностью дошедшего до нас от петровского времени вещевого материала. Все же прекрасную продукцию оружейных заводов Тулы, Олонца, Сестрорецка можно увидеть в Петровском зале. Здесь дан новый образец строевого ружья, с французским батарейным замком, со штыком отечественного изготовления.

    Полтавская баталия показана немногими реликвиями и трофеями: великолепными Мартеновскими гравюрами, фиксирующими главные моменты боя, подлинной схемой «ордер дебаталии».

    В данное время основные экспозиции кончаются периодом Семилетней войны, так как верхний этаж музея, где находились экспозиции, включавшие наполеоновские войны, отдан временно Пушкинскому музею. В виде отдельной небольшой выставки дана эпизодическая экспозиция отечественной войны 1812 г. Здесь имеются исключительно ценные экспонаты: сабля Наполеона, пожалованная ему Конвентом за Египетский поход и подаренная затем Наполеоном графу Шувалову, который сопровождал его в ссылку на остров Эльба; маршальский жезл Даву, отбитый л.-гв. Финляндским полком под Красным; походная кухня Наполеона; зрительная труба Кутузова; знамена русские и французские; формы обмундирования; оружие обеих армий и т. д.

    Как и во всяком музее, фонды ГИМ гораздо богаче экспозиции. Показать эти фонды полностью невозможно за недостатком места. Но в отделах хранилищ производится большая работа по изучению того или иного вещевого материала. Так, в прошлом учебном году по выходным дням группа слушателей Военной академии РККА имени Фрунзе изучала историю оружия на материале коллекций музея. По заданиям школ и Осоавиахима организовывались лекции по истории оружия с показом материалов из фондов. Наконец, музей организует из своего дублетного фонда выставки по истории оружия по заявкам тех или иных организаций.

    Повышенный интерес к истории заставляет провинциальные музеи обращаться за помощью к ГИМ, который помогает им материалами   и   консультациями. Так, с помощью ГИМ Калининский областной музей летом этого года открыл выставку по истории  оружия на своем материале.

    Историческое оружиеведение — наука, мало распространенная. Ознакомление с нею — одна из задач музея, которую он осуществляет при посредстве музейных курсов, имеющих практикум в ГИМ. Слушатели курсов получают сведения по консервации, реставрации, определению и систематизации оружия.

    Много еще неопознанного оружия имеется в провинциальных хранилищах. Среди него изредка  обнаруживаются редкие, почти уникальные вещи. Многое безвозвратно утрачено и по незнанию выброшено, многое испорчено  неумелой очисткой.

    Изучение старого оружия бесспорно ведет к более глубокому и точному воспроизведению военных событий. Поэтому историческое оружиеведение должно стать одной из видных подсобных исторических дисциплин. В связи с этим популяризация приемов обращения со старинным оружием, которого у нас и без того мало, является одной из крайне необходимых задач.

    Н. Иванович.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *