" Нет ничего приятней, чем созерцать минувшее и сравнивать его с настоящим. Всякая черта прошедшего времени, всякий отголосок из этой бездны, в которую все стремится и из которой ничто не возвращается, для нас любопытны, поучительны и даже прекрасны. "
  • В.Г.Белинский
  • Алфавитный указатель авторов:   А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    155 просмотров

    Задачи авиации, приданной армейской коннице, при ведении дальней (стратегической) разведки

    Современная военно-научная мысль и почти все уставы, как иностранные, так и наши, конкретно разрешили вопросы о необходимости совместной работы в маневренной войне конницы и авиации по ведению дальней (стратегической) разведки. Учитывая свойства авиации и конницы и способы их стратегического и тактического применения, неизбежно приходим к заключению: 1) что полнота и достоверность сведений, скорость доставки донесений и непрерывность разведки в достаточной степени обеспечиваются совместной работой конницы и авиации, и 2) что появление авиации и совместная ее работа с конницей по разведке и связи в значительной степени повысили квалификацию работы самой конницы, которая получила возможность не только усилить свои способы добывания сведений, но и своевременно доставить их по назначению.

    Попробуем проформулировать те задачи, которые конкретно поставит командование конницы приданной ей авиации в условиях выполнения задачи по ведению дальней разведки на широком фронте. Здесь я, касаясь только этого способа разведки, оставляю за собой право коснуться в другой раз способа дальней разведки путем рейда конницы в тыл противника.

    Каждая кавалерийская часть, выдвинутая с целью стратегической разведки перед фронтом или на флангах армии, находясь от нее в 2 — 5 переходах (50 — 125 километров) и работая на фронте до 40 — 45 километров, получит задачи, которые в общем сведутся к разведке противника в политическом, оперативном и материальном отношениях с выяснением и необходимых географических данных. Конкретно эти задачи будут весьма разнообразны, особенно в условиях классовой борьбы.

    В политическом отношении работа выявится в двух направлениях: информационном и агитационном. Информация должна коснуться не только сведений о политическом настроении и моральном состоянии войск противника, но и сведений о политическом настроении мирного населения, его отношении к войне, к войскам обеих сторон с учетом всех классовых данных населения в районе, занятом противником. Агитационная работа будет иметь целью привлечение на свою сторону сочувствия населения, дабы использовать его, как для борьбы с войсками пр-ка (партизанскими действиями), так и с целью размножения его армии. Средствами в этом случае могут служить агентурная работа, выполняемая политорганами конницы согласно особого плана, соответствующего операциям данной конной массы, а также деятельность разведывательных органов, которым удастся проникать в глубь и тыл неприятельского расположения.

    Политическая работа в конечном результате имеет целью не только способствовать выполнению задачи, поставленной коннице по разведке, но и создать благоприятные условия для передвижений и действий конницы и следующей за ней армии.

    В оперативном отношении конница должна дать армейскому командованию сведения о районах группировок главных сил противника, направлениях его движения, составе (по родам войск), наименовании частей и т. п.

    В материальном отношении конница должна выяснить степень богатства данного района орудиями и продуктами производства и степень возможности обеспечения войск всевозможными запасами для боя и питания.

    Вот в общих чертах те данные разведывательного характера, которые потребует армейское командование от высланной им конницы.

    В пределах выполнения этих задач и должна работать приданная коннице авиация, что мы и постараемся в общих чертах рассмотреть.

    Учитывая современную организацию армейской конницы, имеющей орудия, пулеметы, бронемашины и самолеты, т.е. реальную силу для борьбы с частями противника в процессе самой разведки, конница органами своей непосредственной разведки будет иметь земные и воздушные разведывательные органы.

    Агентурная работа в районе расположения главных сил пр-ка и в его тылу должна предшествовать по времени движению конницы. Трудность переброски агентов в намеченные районы в значительной степени обесценивала до сих пор эту работу, которая во время гражданской войны велась по инициативе местных партийных подпольных организации, или резидентов, случайно оставленных в данном районе, или с трудом пробравшихся агентов. В настоящих условиях желательно переброску агентов и политработников выполнять при помощи авиационных средств, приданных коннице, что в связи с разбрасыванием агитационной литературы в районе пр-ка явится первоначальной задачей авиации еще до выступления ядра главных сил и до высылки разведывательных органов (земных и воздушных).

    Рассчитывая на возможность выполнения указанных задач авиацией, командование конницы не всегда может рассчитывать на связь со своей агентурой при помощи самолетов, а потому для этой цели придется большею частью пользоваться пока земными средствами в виду трудности воздушной связи.

    Непосредственно перед началом организации конной разведки является крайне необходимым в полосе данной кавалерии, в расстоянии, примерно, около 3 — 6 переходов от армии (учитывая выдвижение конницы на 2-5 переходов) выяснить с воздуха важнейшие районы сосредоточения войск пр-ка. или направления его движения с тем, чтобы конница могла обратить все внимание своих разведывательных органов для дополнения и уточнения данных, полученных от авиации, и сообразовать движение ядра главных сил конницы в наиболее важном направлении. Возможно, что в силу различных объективных причин таковую разведку не удастся выполнить авиации и тогда конница должна организовать разведку и движение ядра главных сил, не дожидаясь сведений от самолетов.

    В дальнейшем задачи, возлагаемые на авиацию, становятся более разнообразными. Разведывательная деятельность авиации должна исчерпывать стратегическую разведку районов перед фронтам кавалерийского соединения и на открытых его флангах, т.-е. вестись для непосредственных целей данной кавчасти. Принимая во внимание нахождение в одном кав. переходе (30 — 35 кил.) впереди ядра главных сил серии разведывательных органов, разведка авиации должна освещать район даже вперед и на открытых флангах на расстоянии одного кав. перехода (30 — 35 кил.). Подобная работа самолетов при обнаружении значительных сил противника в известных районах позволит командованию конницы выслать дополнительную земную разведку или усилить разведывательные органы, или, наконец, перевести ядро главных сил на наиболее важные направления для действий против обнаруженных новых серьезных объектов противника.

    Боевая деятельность авиации при обслуживании конницы в разведке выразится в борьбе с воздушными и земными силами противника. Наиболее продуктивной будет работа разведывающей конницы, когда она добьется превосходства над конницей противника в данной полосе разведки и наша авиация достигнет преобладания в воздухе. Наше превосходство в воздухе даст возможность коннице вести разведку более подробно и внимательно, не отвлекаясь от этой работы и не замедляя ее под давлением авиации пр-ка. Конечно, наша немногочисленная авиация не сможет полностью выполнять все м. б. возложенные на нее задачи, но тем не менее она должна организовать насколько возможно противодействие самолетам противника.

    Трудным являются и одновременные действия авиации против войск врага, но все же отказываться от них при случае нет надобности.

    Служба связи имеет для конницы едва ли меньшее значение нежели сама разведка, так как своевременная доставка сведений обеспечивает успех всей работы разведывающей конницы.

    Связь в коннице выразится в организации таковой между разведывательными органами и ядром главных сил (внутренняя связь) и в связи ядра со штабом высшего командования, выславшего конницу (внешняя).

    Внутренняя связь в современных условиях еще более важна нежели в прежние времена. Всякие разведывательные данные, собранные самолетами, несколько теряют свою ценность, если одновременно они не будут уточнены земной разведкой, сведения коей должны быстро попадать в штаб конницы. Иначе задерживается окончательная обработка всех разведывательных сводок и доставка их в высший штаб. Естественно было бы желательным использовать для этой цели самолеты, но на практике вопрос взаимодействия авиации с земными разведывательными органами, вследствие малой величины последних и их малой стойкости, положительно еще не разрешен, поэтому конница принуждена пока пользоваться другими средствами связи (радио, телеграфом, авточастями и конными посыльными), часть которых не всегда надежна, а иногда и неприменима. Наиболее обычной служит конная связь, но при дальности разведывательных органов, 30 — 35 клм., для доставки донесений здесь требуется не менее 5 — 6 часов, что авиацией могло бы быть выполнено в несколько минут. Разработка применения авиасвязи именно здесь — вопрос очередной и важный. Что касается внешней связи, то при удалении конницы от армии на 2 — 5 переходов авиация может служить наиболее быстрым средством связи; радио и телеграфная передачи (за исключением передачи по аппарату Юза) — требуют шифровки сведений, подвергаются повреждениям и не всегда налицо.

    Вот в общих чертах все те задачи, которые командование конницы естественно пожелает возложить на приданные авиасредства. По существу своих задач при разведке Красная конница особенно будет нуждаться в разведывательных и истребительных аппаратах, при чем роль первых выразится в выполнении функций разведки и связи, а вторых — в борьбе с самолетами противника.

    С целью обеспечить наиболее продуктивную работу конницы и авиации необходимо кавалерийскому и авиационному начальникам принять все меры для поддержания теснейшего взаимодействия и контакта в работе.

    Перед началом разведывательной деятельности кавалерийский начальник должен поставить авиационного в курс всей стратегической обстановки, в условиях которой будет разрешаться данная общая задача и частные задачи, поставленные летчикам. Начальники наземной и воздушной разведок сразу же должны: 1) совместно разобрать и усвоить сущность разведки, возложенной на конницу, 2) наметить на первый день те рубежи или пункты, с которых начальнику конниц, желательно получить сведения от летчиков, и приблизительно рассчитать время доставки таковых донесений.

    Примерный размер района разведки по глубине и ширине указан выше, и старшему кавалерийскому начальнику сегодня (если задача дается рано утром) надо иметь сведения о тех крупных частях противника, с которыми придется столкнуться завтра, и о тех преградах, которые могут встретиться на пути, а потому летчикам дается ежедневно задача осмотра района на один кавалерийский переход (30 — 35 клм.) впереди разведывательных органов и на открытых флангах конницы.

    Учитывая, что начальник авиачасти, придаваемой коннице в момент получения ею приказа по разведке от высшего командования будет находиться со своей частью на основном аэродроме, он должен быть вызван в штаб конного соединения для получения задачи. Получив таковую и уяснив ее, авианачальник, озаботившись еще до выезда (или вылета) в штаб конницы боевой готовностью своей части, возвращается обратно и составляет план работы по выполнению полученной задачи.

    Последний, главным образом, выразится: 1) в назначении аппаратов: а) для переброски (если по данной обстановке это понадобится) агентов и политработников в известные пункты тылового района пр-ка, б) для разведки, в) для охраны (если сил достаточно) конницы при движении, и г) для связи, и 2) в работах по оборудованию связи авиации со штабом конницы.

    Последняя модель металлического гидросамолёта ФоккерПоследняя модель металлического гидросамолёта «Фоккер» с мотором «Роллс-Ройс Игл» в 360 л.с.

    Для выполнения большинства задач авиацией здесь необходимы самолеты с большим радиусом действий и наиболее приспособленные к посадкам на незнакомую местность, а также вполне способные вести борьбу с самолетами противника.

    Наиболее серьезным препятствием к совместной работе конницы и авиации служит громоздкость авиационных баз, что особенно дает себя чувствовать при быстрых передвижениях конницы и не позволяет (помимо недостатка общего числа самолетов) включать организационно авиачасти в состав конницы. При самостоятельных действиях конницы по выполнению стратегической разведки положение еще более осложняется необеспеченностью аэродромов и площадок для спуска в расположении кавалерийских частей, а для небольших разведывательных органов (эскадрон и даже полк) устройство таковых обычно невозможно.

    Правда, скорость и продолжительность полета современных самолетов пока позволяют безболезненно разрешать данный вопрос. Выдвинув передовой аэродром авиации до безопасных пределов вперед в расположении армии, при коннице, брошенной на разведку, можно иметь лишь посты воздушной связи, м. б. несколько увеличенного состава, вплоть до устройства иногда при ней вспомогательных кратковременных аэродромов.

    В случае получения особенно важных сведений, особенно если создается угроза нашей коннице со стороны земного и воздушного противника, а вследствие этого надо принять меры (маскировка движения, сосредоточение отдельных колонн конницы и изготовление к бою пли подготовка для обстрела самолетов пр-ка), то летчик наблюдатель немедленно передает сведения в штаб конницы по радио, для чего при штабе должен иметься радиоприемник Менее срочные сведения представляются по окончании разведки письменно сбрасыванием их посту воздушной связи.

    Нередко личный доклад летчика-наблюдателя начальнику конницы будет иметь существенное значение.

    Варианты использования площадок или вспомогательных аэродромов будут сильно разниться в зависимости от обстановки.

    Мало затруднений представится при связи и посылке донесений помощью самолетов из штаба конницы в штаб армии.

    Указанная выше схема работы конницы и авиации уже частично применялась во время Русско-Польской войны 1920 г. как в 1-й конной армии т. Буденного, так и бело-польскими конными постами, но, правда, в еще очень слабой степени.

    Ко всему вышеизложенному необходимо добавить, что работа разведывательных и истребительных самолетов при выполнении всех возложенных на них задач, конечно, будет происходить в условиях весьма тяжелых. Преимущество воздушных средств у наших вероятных противников может иногда дать им возможность в сравнительно короткий срок добиться превосходства в воздухе. Тем не менее, как показал опыт мировой войны на Западе, наличие даже превосходного числа истребителей противника не заставит совершенно прекратить нашу полетную работу.

    Но все же конница должна считать, что на защиту своих истребителей при таких условиях она рассчитывать не может и для борьбы с авиацией противника ей чаще всего придется принимать меры обстрела воздушного врага своими огневыми средствами и маскировать свое движение.

    Из всего изложенного выше о задачах авиации, приданной армейской коннице при ведении дальней (стратегической) разведки, можно сделать следующие выводы:

    1) свойства армейской конницы и авиации и способы их стратегического и тактического применения требуют в интересах дальней стратегической разведки их совместной работы, при чем авиация своим участием в этой работе значительно поднимает квалификацию деятельности конницы;

    2) помощь авиации коннице выразится не только в оперативном, но и политическом отношениях;

    3) разведка авиации ограничивается районом в одном кавалерийском переходе перед фронтом земных разведывательных органов и на открытых флангах конницы;

    4) боевая деятельность авиации весьма желательна, но на нее рассчитывать конница не всегда может, и должна сама принять меры для активной борьбы с неприятельскими самолетами и меры маскировки;

    5) громоздкость авиационных баз требует соответственных индивидуальных здесь тактических форм применения авиации;

    6) связь между штабом конницы и высшим командованием наиболее надежно обеспечивается авиацией;

    7) для успешной совместной работы конницы и авиации необходимы: а) достаточное число авиасредств, б) уменье высшего кавалерийского начальника использовать свои авиационные силы, в) наличие у летчиков полной ориентировки, знакомства с оперативными планами командования и уменья безболезненно совершать спуски на незнакомые площадки.

    Вернуться к содержанию »

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован.

    CAPTCHA image
    *